"Основные закономерности явлений наследственности. Моногибридное скрещивание. 1-й закон Г. Менделя."

1) Что такое наследственность?

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - это способность организмов передавать следующим поколениям свои специфические признаки и особенности и, что в основе специфичности лежит разнообразие молекул белка.
2) А каковы материальные основы наследственности? Ответ: - Материальные основы наследственности - ДНК и РНК, и вспоминают, что ГЕНОМ называют УЧАСТОК МОЛЕКУЛЫ ДНК, СОДЕРЖАЩИЙ ИНФОРМАЦИЮ О ПЕРВИЧНОЙ СТРУКТУРЕ ОДНОГО БЕЛКА (ЭТО ЕДИНИЦА ГЕНЕТИЧСКОЙ ИЛИ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ)
С древнейших времен с практической целью (китайские рукописи - 6 тысяч лет назад новые сорта риса путем гибридизации и отбора; сохранилась каменная табличка среди вавилонских памятников письменности, выбитая 4 тысячи лет до нашей эры, на которой записаны данные о наследовании формы головы и гривы в пяти поколениях лошадей. И хотя факты передачи признаков по наследству были известны давно, первые сведения о механизме этой передачи появились сравнительно недавно.

Исследования Г. Менделя по гибридизации гороха привели его к открытию законов наследственности, в основу которых легло представление о существовании в клетках отдельных (дискретных) единиц наследственности (он назвал их наследственными факторами - задатками).

В 1865 году Г. Мендель выступил с сообщением на заседании естественно-исторического общества в городе БРНО, позднее его исследования были опубликованы в трудах этого общества. Современники Г. Менделя не поняли величайшего значения его открытия, позднее (в 1900 году) Г. Менделя назвали "отцом современной генетики".
Давайте вспомним, что такое генетика? Ответ: ГЕНЕТИКА - наука о наследственности и изменчивости организмов.
А что такое ГИБРИД? Ответ: ГИБРИД - это особь, полученная в результате скрещивания генетически различных родительских форм.
Что такое гибридизация, например, у растений? Ответ: ГИБРИДИЗАЦИЯ - это скрещивание особей с контрастными, альтернативными признаками.
В чем же заслуга Грегора Менделя (1822-1884)?

1 - разработал метод ГИБРИДОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (основной метод генетики);

2 - установил ряд законов наследования, положивших начало генетики, названных в его честь - Законами Менделя.

СУЩНОСТЬ ГИБРИДОЛОГИЧСКОГО МЕТОДА МЕНДЕЛЯ (РАСТЕНИЯ С ЖЕЛТЫМИ СЕМЕНАМИ ГОРОХА ИСКУССТВЕННО ОПЫЛЯЛ ПЫЛЬЦОЙ РАСТЕНИЙ С ЗЕЛЕНЫМИ СЕМЕНАМИ И ПОЛУЧИЛ ГИБРИДНЫЕ СЕМЕНА ВСЕ ЖЕЛТЫЕ), иллюстрирующем опыты Г. Менделя, позволившие ему открыть 1-й закон генетики - закон единообразия гибридов первого поколения.

Заслуги Г. Менделя:

а) - выбрал очень удачный объект для работы - ГОРОХ (Демонстрация СХЕМЫ №1- формулы цветка семейства Бобовых, самоопыляемое растение с чистыми линиями);

б) - скрещивал особи с контрастными (альтернативными) признаками (Желтая окраска семян и зеленая окраска семян, красные цветки гороха и белые

-Вспомним, что такое АЛЛЕЛЬНЫЕ ГЕНЫ? (демонстрация на компьютерном диске генотипа человека, рисунка двух гомологичных хромосом с показом двух локусов, где расположены разные формы одного и того же гена, отвечающие за развитие одного признака, н-р, цвета).
АЛЛЕЛЬНЫЕ ГЕНЫ (АЛЛЕЛИ) - это разные формы одного и того же гена, расположенные в одних и тех же участках (локусах) гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака (цвет, рост и тд.)
НЕАЛЛЕЛЬНЫЕ ГЕНЫ? НЕАЛЛЕЛЬНЫЕ ГЕНЫ - гены, расположенные на одной хромосоме или на гомологичной хромосоме, но на разных участках (локусах)
ГОМОЛОГИЧНЫЕ ХРОМОСОМЫ? ГОМОЛОГИЧНЫЕ ХРОМОСОМЫ - хромосомы сходные по строению и несущие одинаковые гены.
в) делал анализ проявления у гибридов только исследуемых признаков, без учета остальных;

г) выращивал и делал анализ потомства каждой особи отдельно от других;

д) вел точный количественный учет гибридов, различающихся по исследуемым признакам;

е) ввел понятие о наследственном факторе (ЗАДАТКЕ), как гипотетическом материальном носителе наследственности, названном позднее (через 40 лет) - ГЕНОМ.
Давайте вспомним, что такое моногибридное скрещивание?

(дигибридное, полигибридное?)
МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ - скрещивание, при котором родительские формы отличаются друг от друга одной парой взаимоисключающих признаков.

(соответственно- двумя, многими парами)
Давайте вспомним, что такое доминантные и рецессивные признаки? Еще раз посмотрите на магнитную доску, где воспроизведен опыт Г. Менделя по моногибридному скрещиванию. Какой признак в каждом из этих примеров будет доминантным? ДОМИНАНТНЫЙ ПРИЗНАК (лат.dominantus-господствующий) - признак 1-й родительской особи, появляющийся у гибридов 1-го поколения и подавляющий признак другой родительской особи.

РЕЦЕССИВНЫЙ ПРИЗНАК -(лат - recessus - отступление, удаление) - признак, не появляющийся у гибридов первого поколения.
Давайте вспомним, что такое ЗИГОТА? Зигота - это оплодотворенная яйцеклетка, несущая двойной набор хромосом( по одному от каждого родителя).
ГОМОЗИГОТНЫЙ организм? ГОМОЗИГОТНЫЙ ОРГАНИЗМ - это организм, имеющий одинаковые аллельные гены. (АА,аа - особи, не дающие расщепление в поколениях по этому признаку)
ГЕТЕРОЗИГОТНЫЙ организм ? ГЕТЕРОЗИГОТНЫЙ ОРГАНИЗМ - организм, имеющий разные аллельные гены. (Аа- особи, в потомстве у которых образуется расщепление по этому признаку).
В опытах с горохом признак желтой окраски семян доминировал над зеленой окраской, это позволило Г.Менделю сформулировать ПАВИЛО ДОМИНИРОВАНИЯ : - ПРИ СКРЕЩИВАНИИ СОРТОВ, ОТЛИЧАЮЩИХСЯ ДРУГ от ДРУГА ПАРОЙ КОНТРАСТНЫХ ПРИЗНАКОВ, ВСЕ ГИБРИДЫ ЕДИНООБРАЗНЫ И ИМЕЮТ ПРИЗНАК ОДНОГО ИЗ РОДИТЕЛЕЙ. 1-й закон Менделя - ЗАКОН ЕДИНООБАЗИЯ ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ- "При скрещивании двух особей с противоположными признаками все гибриды одинаковы и похожи на одного из родителей".
ЗАДАНИЕ №1.
1. Что такое доминантность и рецессивность?
Ответ: ДОМИНАНТНОСТЬ - это явление появления у гибридов 1-го поколения признака 1-й родительской особи и подавление развития признака (РЕЦЕССИВНОГО) другой родительской особи.
2. Какие гены называются аллельными? Неаллельными? Ответ: разные формы одного и того же гена, локализованные в идентичных участках (локусах) гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака (цвет, рост и тд.) - АЛЛЕЛЬНЫЕ ГЕНЫ.

НЕАЛЛЕЛЬНЫЕ ГЕНЫ- гены, расположенные на одной хромосоме или на гомологичной хромосоме, но на разных участках (локусах).
3. Какой организм называется гомозиготным? Гетерозиготным? Ответ: ГОМОЗИГОТНЫЙ ОРГАНИЗМ - это организм, имеющий одинаковые аллельные гены (АА или аа - особи, не дающие расщепление в поколениях по этому признаку)
4. Что такое генотип?

Фенотип?
Ответ: - ГЕНОТИП - ЭТО СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ ГЕНОВ ОРГАНИЗМА.

ФЕНОТИП - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ ПРИЗНАКОВ И СВОЙСТВ ДАННОГО ОРГАНИЗМА. ФОРМИРУЕТСЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ГЕНОТИПА И УСЛОВИЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ.
5. Могут ли организмы с одинаковым фенотипом иметь разный генотип? В каком случае? Ответ: могут - АА и Аа - ФЕНОТИПЫ ОДИНАКОВЫЕ (СХЕМА №2) - красные цветки, а ГЕНОТИПЫ - РАЗНЫЕ - АА и Аа.
6. Как называл Г.Мендель единицы наследственности? Ответ: он назвал их факторами. Любой признак, по Г.Менделю, формируется под влиянием материального фактора.

Фактор, определяющий доминантный признак - А, а рецессивный - а;

- каждая особь - 2 фактора: 1- от матери; другой - от отца;

- при образовании гамет - происходит редукция (УМЕНЬШЕНИЕ) факторов и в каждую гамету - только 1 фактор.