Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Муза» («Муза-сестра заглянула в лицо…»)

Тема творческого вдохновения раскрывается в стихотворении Анны Ахматовой «Муза». Переплетение двух равносильных чувств: человеческая любовь и творческое начало. Написано разностопным дактилем, оно игриво переливается разными оттенками речи и эпитетами - «взгляд ясен и ярок», «весенний подарок», «нежный цветок», «любовная пытка», «божий подарок».

Повествование ведется от первого лица, от имени самой поэтессы – лирической героини. Она встречается со своей музой, которую любя называет сестрой. Встреча эта происходит в полном безмолвии, только обмен взглядами и муза забирает у нее кольцо – символ любви. Неизвестно кто подарил его героине, но кольцо описывает Ахматова как «первый весенний подарок», весна ассоциируется с юностью, первыми нежными чувствами, влюбленностью. Муза знает, что делает, потому что ее взгляд «ясен и ярок», то есть она является именно для того, что бы забрать колечко и дать нечто-то большее взамен него. Героиня обращается к музе со словами: «…ты видишь, как счастливы все – девушки, женщины, вдовы…». Становится понятным, что вдова не может быть счастливой, и все они несут оковы несчастной любви, а героиня готова принять мученическую смерть, лишь бы избежать их участи. Героиня понимает, что любовь придет и к ней, что она будет гадать на ромашке и познает чувство любви, но сейчас ее сердце свободно. Она преданна только своей музе и служит ей, а когда ее спросят, почему ее глаза не горят огнем любви, поэтесса ответит, что преданна своему вдохновению, своей музе. Творчество в стихотворении Ахматовой перечеркивает человеческие чувства, вдохновение затмевает любовь, для того чтобы творить поэтессе нужно отречься от всех романтических чувств. Ее муза не признает соперничества.

В стихотворении прослеживается тема судьбы и гаданий: героиня гадает на маргаритке, свеча на окошке, отражения в зеркалах. Что же происходит на самом деле: она убегает от любви, но и в тоже время пытается найти ее. Любовь у нее остается Божьим подарком. Возможно, что она боится не самой любви, а предательства любимого человека. Об этом говорят ее слова: «…не хочу знать, как целуют другую». Необычно течет время в данном стихотворении: в первой строфе используется прошедшее время («заглянула», «отняла»), потом действия разворачиваются в настоящем («видишь», «знаю», «жгу»), и переходит в будущее («завтра скажут», «отвечу»). Но если смотреть на происходящее в целом, то все события разворачиваются в настоящем, в одно мгновение, когда муза заглядывает к героине и забирает ее подарок, именно этим стихотворение начинается и на этом заканчивается.

 

Написать комментарий

*

*

*
Защитный код
обновить