Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Песня последней встречи»

Стихотворение входит в сборник Анны Ахматовой «Вечер», в нем раскрыта лирическая тема любви и расставания, что характерно для раннего творчества поэтессы. В нем шестнадцать строк разделены на четыре строфы, каждая из которых представляет собой четверостишье, написанное трехударным дольником, перекрестная рифма.

Все эпитеты в стихотворении имеют тоскливую и печальную окраску они не оставляют места для света и надежды: «беспомощно холодеет грудь», «унылая, переменчивая, злая судьба», «темный дом», «равнодушно-желтый огонь». Печальную и трагическую развязку передает и частое употребление буквы «У».

В названии стихотворения заложена его тема – прощание и расставание. Лирические строки наполнены осенней печалью и грустью последней встречи, когда все слова уже сказаны и назад дороги нет. Название стихотворения «Песня последней встречи», почему «песня», а не просто «последняя встреча»? Наверное, автор хотела подчеркнуть, что это расставание двух влюбленных, что в ее сердце любовь еще не умерла, что в нем звучат минорные ноты романса.

История расставания и переживаний главной героини, покидающая темный дом и свою любовь. Она пребывает в растерянности, об этом можно судить из ее запутанных действий – надела на правую руку перчатку с левой руки. Осенний шепот говорит ей: «Умри со мной! Тебя предали так же как и меня». Умирающая природа осени сочувствует нашей героини и понимает ее внутреннюю боль. Время для нее замедляется и растягивается, три ступеньки превращаются в длинную лестницу. Она смотрит на окно спальни, в последней надежде увидеть в нем знакомую фигуру, но оно горит равнодушным желтым светом, символизируя разлуку. Почему же шаги ее остаются легкими? Быть может потому, что она не виновата в этой разлуке, потому что давно предчувствовала это расставание и изменить уже ничего нельзя.

Все остается для нее в прошлом, поэтому Ахматова употребляет так много глаголов прошедшего времени: надела, холодела, показалось, ответила, взглянула. Может именно поэтому о главном герое в стихотворении не упоминается совсем, только иносказательно, когда лирическая героиня смотрит в окно, конечно чтобы увидеть там его в последний раз. Та же безысходность и в описании умирающей природы и шелесте кленовых листьев, которым суждено умереть.

Шестнадцатью строчками поэтесса сумела показать нам небольшую историю о любви и разлуке, развернуть психологическую драму чувств. Стихотворение написано от первого лица, и, читая его, мы ощущаем нашу причастность к тому, что происходит, и создается ощущение déjà vu.