Анализ стихотворения А.А. Блока «В ресторане»

Александр Блок был влюблен в свою жену Любовь Менделееву, ей посвящает он свои «Стихи о Прекрасной Даме», но отношения с женой были совсем не идеальные. В его жизни было много женщин, а Любовь Менделеева даже уходила от Блока к его другу. Блок в этот период заводит отношения с другими женщинами, и посвящает им свои произведения. Стихотворение «В ресторане» с необычной историей, в которой Блок дарит цветок в бокале шампанского, по одним воспоминаниям, оно в тайне посвящалось актрисе Ольге Судейкиной. Она была знакома с поэтом, встречалась с ним на приемах у общих друзей, Блок ходил на ее спектакли, но их отношения были чисто дружескими.

«В ресторане» Блок пишет в духе символизма, что характерно для его творчества, трёхстопным анапестом с перекрестной рифмой. В стихотворении шесть строф, каждая из которых – четверостишье.

Герой постоянно переживает эпизод своей встречи с прекрасной женщиной, но он не может точно сказать, была ли эта встреча на самом деле, или она произошла только в его воображении. Чтобы описать чувства, которые он испытывал от встречи с красавицей, поэт использует сравнительное описание вечера, когда произошла эта встреча: бледное небо сжигает пожар зари. Можно сказать, что скуку обычного вечера озаряет встреча с незнакомкой, которая появляется в переполненном ресторане. Сравнительные эпитеты, которыми пользуется поэт, подчеркивают краски: заря желтая, небо и шампанское в бокале золотые, роза черная. Незнакомка всем своим поведение демонстрирует, что она равнодушна к подарку. Она взглянула на героя, не посмотрела, а только мельком бросила на него взгляд, чтобы оценить. Ее взгляд полон надменности и превосходства, обращаясь к своему спутнику, она выносит свой приговор: «И этот влюблен!». Незнакомка устала от многочисленных поклонников, которых прельщает ее красота и слава. Поединок двух взглядов, которыми обмениваются герои, поддерживают ресторанные скрипки, которые в исступлении играют о любви. Юная девушка всем своим видом показывает полное равнодушие и даже презрение к герою, но маленькая деталь выдает ее истинные чувства – ее рука чуть заметно дрожит. Ольга Судейкина была великой актрисой, она могла передать на сцене любое чувство, но тонкие штрихи к ее портрету, которыми описывает ее поэт, раскрывают ее внутреннюю борьбу. Она рванулась как испуганная птица и прошла рядом, легкая как сон. Не смея посмотреть в лицо героя, она благосклонно бросает ему свои зеркальные отражения, между ними происходит немой диалог, сближение душ. Они оба понимают, что одиноки в этот вечер, что мир для них полон обмана и фальши, как танец цыганки, которая не воспевает любовь, а визжит.