Олимпиада по литературе. 10 класс. Ответы.

Задание 1

Перечисленные персонажи относятся к одному литературному произведению, кроме единственного персонажа, относящегося к другому произведению. Назовите оба произведения и их авторов. Укажите, какой персонаж является «исключением»;

Загорецкий, Тугоуховский, Гибнер, Лизанька, Хлёстова, Софья Павловна.

Количество баллов — 3.

Ответ: Перечислены персонажи комедии А. Грибоедова «Горе от ума», один персонаж из комедии Н. Гоголя «Ревизор» (Гибнер). Ставится по 1 баллу за указание каждого из произведений и 1 балл за указание персонажа.

 

Задание 2

Определите произведение русской классической литературы по фрагменту критической характеристики. Укажите название и автора произведения.

А)

Итак, в первый раз перед нами изображен нигилист несчастный, нигилист глубоко человечески страдающий. Свойство широкой симпатии, которое мы приписали автору, и здесь, очевидно, воодушевляло его. Он изобразил нам нигилизм не как жалкое и дикое явление, а в трагическом виде, как искажение души, сопровождаемое жестоким страданием. По своему всегдашнему обычаю, он представил нам человека в самом убийце, как умел отыскать людей и во всех блудницах, пьяницах и других жалких лицах, которыми обставил своего героя.

(По Н. Страхову)

Б)

План прост и ясен по цели и исполнению; девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (не потому, чтобы ум у нас грешных был обыкновенен, нет! в комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек разумеется в противуречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих, сначала он весел, и это порок. Слегка перебирает странности прежних знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его насмешки не язвительны, покуда его не взбесить, а после, когда вмешивается личность, "наших затронули", предается анафеме.

(По А. Грибоедову)

В)

Читатели наши, конечно, помнят впечатление, произведенное над ними появлением его книги: все обрадовались этому живому описанию племени поющего и пляшущего, этим свежим картинам природы, этой веселости, простодушной и вместе лукавой. Как изумились мы русской книге, которая заставляла нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времен Фонвизина! Мы так были благодарны молодому автору, что охотно простили ему неровность и неправильность его слога, бессвязность и неправдоподобие некоторых рассказов, предоставя сии недостатки на поживу критики.

(по А. Пушкину)

Количество баллов — 3.

Ответ: А) Ф. Достоевский. «Преступление и наказание»; Б) А. Грибоедов. «Горе от ума»; В) Н. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Ставится 1 балл за каждый верный ответ. Частичный ответ (без верного указания автора или названия произведения) не засчитывается.

 

Задание 3

В приведенной таблице найдите пять ячеек, содержащих фактические ошибки. При выполнении задания указывайте только индекс ячейки (например: 1а, 2б и т.п.).

Внимание! Указывайте не более пяти ячеек.

а

б

в

г

1

А. Пушкин

«Борис Годунов»

Еще одно, последнее сказанье –

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем господь меня поставил

И книжному искусству вразумил;

 

Царь

2

А. Пушкин

«Моцарт и Сальери»

Я наконец в искусстве безграничном

Достигнул степени высокой. Слава

Мне улыбнулась; я в сердцах людей

Нашел созвучия своим созданьям.

Я счастлив был: я наслаждался мирно

Своим трудом, успехом, славой; также

Трудами и успехами друзей,

Товарищей моих в искусстве дивном.

Нет! никогда я зависти не знал,

О, никогда! - нижe, когда Пиччини

Пленить умел слух диких парижан,

Ниже, когда услышал в первый раз

Я Ифигении начальны звуки.

 

Моцарт

3

Ф. Достоевский

«Шинель»

Никто не мог сказать, чтобы когда-нибудь видел его на каком-нибудь вечере. Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то бог пошлет переписывать завтра? Так протекала мирная жизнь человека, который с четырьмястами жалованья умел быть довольным своим жребием, и дотекла бы, может быть, до глубокой старости, если бы не было разных бедствий, рассыпанных на жизненной дороге не только титулярным, но даже тайным, действительным, надворным и всяким советникам, даже и тем, которые не дают никому советов, ни от кого не берут их сами.

Башмачкин

4

А. Чехов

«Хамелеон»

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...

Порфирий

5

М. Горький

«Детство»

В первую минуту St.-Jerome не мог слова произнести от удивления и злости.

– G'est bien, – сказал он, догоняя меня, - я уже несколько раз обещал вам наказание, от которого вас хотела избавить ваша бабушка; но теперь я вижу, что, кроме розог, вас ничем не заставишь повиноваться, и нынче вы их вполне заслужили.

 

Алёша

Количество баллов — 5.

Ответ: 1г, 2г, 3а, 4б, 5в.

Ставится по 1 баллу за каждый верный ответ.

 

Задание 4

Восстановите пропущенные в таблице позиции (выделены серым), выбирая правильный вариант из рядов (а), (б), (в), (г). При выполнении задания указывайте номер ячейки и соответствующий ей вариант ответа (например: 1б — ВАРИАНТ IV).

а

б

в

г

1

«Сеятелям»

1876

Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами,
Где же вы, с полными жита кошницами?
Труд засевающих робко, крупицами,

Двиньте вперед!

Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ….

2

А. Фет

1847

Я ждал, – она пойдет с колчаном и стрелами
Молочной белизной мелькая меж древами,
Взирать на сонный Рим, на вечный славы град,
На желтоводный Тибр, на группы колоннад,
На стогны длинные… Но мрамор недвижимый
Белел передо мной красой непостижимой

3

М. Лермонтов

«Выхожу один я на дорогу…»

1841

4

К. Рылеев

«Любовь к отчизне»

С своими чувствами сражаясь,

Решился ты Москву отдать;

Но, духом паче укрепляясь,

Един лишь ты возмог сказать:

"Столицы царств не составляют!"

 

1а) ВАРИАНТ I: В. Жуковский

ВАРИАНТ II: Н. Некрасов

ВАРИАНТ III: А. Фет

ВАРИАНТ IV: И. Бунин

 

 

2б) ВАРИАНТ I: «Венера»

ВАРИАНТ II: «Афродита»

ВАРИАНТ III: «Диана»

ВАРИАНТ IV: «Пенелопа»

3г)

ВАРИАНТ I:

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?

ВАРИАНТ II:

Дух наш жаждет в этот миг молчанья,
В сонм святых архангелов взлететь
И в венце из звезд Отцу созданья
С нами песнь хвалебную пропеть

 

ВАРИАНТ III:

Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня…
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли меня?..

ВАРИАНТ IV:

В полночь выхожу один из дома,
Мерзло по земле шаги стучат,
Звездами осыпан черный сад,
И на крышах – белая солома:
Трауры полночные лежат.

4в)    ВАРИАНТ I: 1810

ВАРИАНТ II: 1813

ВАРИАНТ III: 1827

ВАРИАНТ IV: 1837

Количество баллов — 8.

Ответы:

1а) Вариант II.

2б) Вариант III.

3г) Вариант I.

4в) Вариант II.

Ставится 2 балла за каждый верный ответ.

 

Задание 5

а) Развязка ­– то же самое, что и эпилог.

б) Фольклор ­– то же самое, что устное народное творчество.

в) В лироэпических жанрах обязательно чередуются прозаический и стихотворный текст.

г) Футуризм – это выразительное средство поэтического языка.

д) В строке четырехстопного ямба обязательно 4 ударных слога.

е) Строка, начинающаяся словами «Передо мной…» может быть написана дактилем, но не может быть написана ямбом.

ж) В строке «Легким, веселым шагом ходит по саду дождь» (П. Васильев) есть олицетворение.

Прочитайте текст в рамке и ответьте на вопросы «з», «и», «к», «л»:

Там, внизу, звезда дробится в пене,
Там, вверху, темнеет сонный куст.
От морских прозрачных испарений
Солоны края румяных уст.

В. Ходасевич

з) В двух первых стихах имеется синтаксический параллелизм (параллелизм предложений).

и) Это четверостишие имеет парную рифмовку.

к) Слово «сонный» является в этом тексте метафорой.

л) Слово «прозрачных» является в этом тексте эпитетом.

Количество баллов — 11.

Ответы:

Ставится по 1 баллу за каждый правильный ответ.

 

Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы.

Задание 6

Проанализируйте стихотворение М. Цветаевой «Окно». Почему М. Цветаева не использовала в этом стихотворении ни одного глагола?

Окно
Атлантским и сладостным 
Дыханьем весны —
Огромною бабочкой
Мой занавес — и —
Вдовою индусскою
В жерло златоустое,
Наядою сонною
В моря заоконные…
5 мая 1923

*) Наяды — в древнегреческой мифологии нимфы, богини, населяющие ручьи и озёра. В славянской мифологии Н. соответствуют русалки.

Количество баллов — 20.

Модель ответа на задание № 6.

Отвечая на поставленный вопрос, ученик должен:

– Обнаружить понимание проблематики стихотворения, ее медитативного характера.

– Предложить адекватную и непротиворечивую интерпретацию стихотворения. М. Цветаева изображает картины, проходящие перед мыленным взглядом героини, картины воображения. Человек у открытого окна — образ, с помощью которого ставится вопрос об отношениях человека (лирической героини) и мира. Героиня стремится к свободе, ей тесно в обстоятельствах ее жизни, она желала бы раствориться или затеряться в безграничном пространстве мира.

– Отметить характерные поэтические средства стихотворения.

Безглагольность текста можно интерпретироваться различным образом: а) она создает впечатление невысказанной, тайной мысли; б) она подчеркивает, что никакое действие еще не совершилось, что все они суть мечта, представление; в) она заставляет читателя «додумывать» образ, дорисовывать картину.

С безглагольностью гармонирует эллипсис подлежащего (пропуск «я» во второй строфе) и других членов предложения, отрывочный синтаксис.

В обеих строфах использован синтаксический параллелизм.

Слово «атлантский» может быть соотнесено с мифологическим понятием «атлант» (гигант, силач) или с географическим «Атлантика». Бабочка прочитывается как символ души и знак весны. Во второй строфе героиня представляет себя сначала сгорающей на костре (имеется в виду легендарный индийский обычай сжигать вдову на погребальном костре мужа), затем — бросающейся в море и превращающейся в русалку (наяду).

 

Написать комментарий

*

*

*
Защитный код
обновить