Олимпиада по литературе. 11 класс. Ответы.

Задание 1.

Восстановите из приведенных ниже прилагательных и существительных названия произведений русской литературы XIX—XX веков. При выполнении задания указывайте сначала название произведения, затем — его автора (например: «Окаянные дни» — И.А. Бунин).

Внимание! Имена существительные и прилагательные даны в начальной форме; при восстановлении названия произведения может требоваться изменение грамматической формы слова.

а) Белый, красный, золотой, жалобный, бедный, страшный.

б) Человек, теленок, книга, гвардия, месть, смех.

Количество баллов — 3.

Ответ

Кол-во баллов

«Белая гвардия» — М. Булгаков

Максимум — 3 балла:

3 балла — 6 верных ответов;

2 балла — 5-4 верных ответа;

1 балл — 3-2 верных ответа;

0 баллов — 1-0 верных ответов.

Ответы приводятся в любой последовательности.

Ответ считается верным, если указано название произведения и автор.

 

«Красный смех» — Л. Андреев

«Золотой теленок» — И. Ильф и Е. Петров

«Жалобная книга» — А. Чехов

«Бедные люди» — Ф. Достоевский

«Страшная месть» — Н. Гоголь

 

Задание 2.

Опираясь на присутствующие в текстах аллюзии, установите, чьи портреты-характеристики создает Игорь Северянин в стихотворениях из сборника сонетов «Медальоны».

 

1.

Послушница обители Любви

Молитвенно перебирает четки.

Осенней ясностью в ней чувства четки.

Удел — до святости непоправим…

4.

Рассказчику обыденных историй

Сужден в удел оригинальный дар,

Врученный одному из русских бар,

Кто взял свой кабинет с собою в море…

2.

Его улыбка — где он взял ее? —

Согрела всех мучительно влюбленных,

Униженных, больных и оскорбленных.

Кошмарное земное бытие…

5.

Он в жизнь вбегал рязанским простаком,

Голубоглазым, кудреватым, русым,

С задорным носом и веселым вкусом,

К усладам жизни солнышком влеком…

3.

Он тем хорош, что он совсем не то,

Что думает о нем толпа пустая,

Стихов принципиально не читая,

Раз нет в них ананасов и авто…

6.

Эпоха робкого дыханья… Где

Твое очарованье? где твой шепот?

Практичность производит в легкий опыт,

Чтоб вздох стал наглым — современным-де…

Количество баллов — 3.

 

Ответ

Кол-во баллов

1. А. Ахматова

Максимум — 3 балла:

3 балла — 6 верных ответов;

2 балла — 5-4 верных ответа;

1 балл — 3-2 верных ответа;

0 баллов — 1-0 верных ответов.

 

2. Ф. Достоевский

3. Игорь Северянин

4. И. Гончаров

5. С. Есенин

6. А. Фет

 

Задание 3.

В приведенной таблице найдите ячейки (по горизонтали), содержащие фактические ошибки. При выполнении задания указывайте только индекс ячейки (например: 1а, 2б и т.п.).

Внимание! Указывайте не более пяти ячеек.

 

а

б

в

г

1

И.А. Бунин

«Легкое дыханье»

Под стать старикам были и дворы в Выселках: кирпичные, строенные еще дедами. А у богатых мужиков — у Савелия, у Игната, у Дрона — избы были в две-три связи, потому что делиться в Выселках не было моды. В таких семьях водили пчел, гордились жеребцом-битюгом сиво-железного цвета и держали усадьбы в порядке.

Анна Герасимовна

2

М.Е. Салтыков-Щедрин

«Тупейный художник»

Деревенский же брат графа был еще некрасивее городского и вдобавок в деревне совсем «заволохател» и «напустил в лицо такую грубость», что даже сам это чувствовал, а убирать его было некому, потому что он ко всему очень скуп был и своего парикмахера в Москву по оброку отпустил, да и лицо у этого второго графа было все в больших буграх, так что его брить нельзя, чтобы всего не изрезать.

Любовь Анисимовна

3

А.П. Чехов

«Дама с собачкой»

На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия, расположились на ночлег запоздавшие охотники. Их было только двое: ветеринарный врач Иван Иванович и учитель гимназии Буркин. У Ивана Ивановича была довольно странная, двойная фамилия — Чимша-Гималайский, которая совсем не шла ему, и его во всей губернии звали просто по имени и отчеству…

Анна Сергеевна

4

Н.В. Гоголь

«Мертвые души»

В разговорах с сими властителями он очень искусно умел польстить каждому. Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные, и что те правительства, которые назначают мудрых сановников, достойны большой похвалы. Полицеймейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников; а в разговорах с вице-губернатором и председателем палаты, которые были еще только статские советники, сказал даже ошибкою два раза: «ваше превосходительство», что очень им понравилось.

Пульхерия Ивановна

5.

А.И. Куприн

«Первая любовь»

Помнится, в то время образ женщины, призрак женской любви почти никогда не возникал определенными очертаниями в моем уме; но во всем, что я думал, во всем, что я ощущал, таилось полуосознанное, стыдливое предчувствие чего-то нового, несказанно сладкого, женского… Это предчувствие, это ожидание проникло весь мой состав: я дышал им, оно катилось по моим жилам в каждой капле крови... ему было суждено скоро сбыться.

Зинаида Александровна

Количество баллов — 5.

Ответ

Кол-во баллов

1б (необходимо: «Антоновские яблоки»)

Максимум — 5 баллов

(1 балл за каждый верный ответ)

2а (необходимо: Н. Лесков)

3в (представлен фрагмент из рассказа «Человек в футляре»)

4г (указан персонаж из повести «Старосветские помещики»)

5а (необходимо: И. Тургенев)

 

 

Задание 4.

Восстановите пропущенные в таблице позиции (выделены серым), выбирая правильный вариант из рядов (а), (б), (в), (г). При выполнении задания указывайте номер ячейки и соответствующий ей вариант ответа (например: 1а — ВАРИАНТ IV).

а

б

в

г

1

В. Брюсов

«Tertia Vigilia»

Я — вождь земных царей и царь, Ассаргадон.

Владыки и вожди, вам говорю я: горе!

Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.

Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.

2

В. Хлебников

«Изборник стихов»

Кубофутуризм

3

«Жемчуга»

Акмеизм

Слышу гул и завыванье призывающих рогов,

И я снова конквистадор, покоритель городов.

Словно раб, я был закован, жил, униженный, в плену,

И забыл, неблагодарный, про могучую весну.

4

А. Блок

Младосимволизм

Мне снилась снова ты, в цветах, на шумной сцене,

Безумная, как страсть, спокойная, как сон,

А я, повергнутый, склонял свои колени

И думал: «Счастье там, я снова покорен!»

 

а)         ВАРИАНТ I: О. Мандельштам

ВАРИАНТ II: Н. Гумилев

ВАРИАНТ III: В. Маяковский

ВАРИАНТ IV: С. Есенин

б)        ВАРИАНТ I: «Tristia»

ВАРИАНТ II: «Вечер»

ВАРИАНТ III: «Ante Lucem»

ВАРИАНТ IV: «Горящие здания»

в)         ВАРИАНТ I: акмеизм

ВАРИАНТ II: старший символизм

ВАРИАНТ III: младосимволизм

ВАРИАНТ IV: имажинизм

г)

ВАРИАНТ I:

Мы чаруемся и чураемся,

Там чаруясь, здесь чураясь.

То чурахарь, то чарахарь.

Здесь чуриль, там чариль.

ВАРИАНТ II:

Толпа — пестрошерстая быстрая кошка —

плыла, изгибаясь, дверями влекома;

каждый хотел протащить хоть немножко

громаду из смеха отлитого кома.

 

 

ВАРИАНТ III:

Из сада, с качелей, с бухты-барахты

Вбегает ветка в трюмо!

Огромная, близкая, с каплей смарагда

На кончике кисти прямой.

ВАРИАНТ IV:

Не для льстивых этих риз, лживых ряс —

Голосистою на свет родилась!

Не ночные мои сны — наяву!

Шипом-шепотом, как вы, не живу!

Количество баллов — 8.

 

Ответ

Кол-во баллов

1в — ВАРИАНТ II: старший символизм

Максимум — 8 баллов

(2 балла за каждый верный ответ)

2г — ВАРИАНТ I: «Мы чаруемся и чураемся…»

3а — ВАРИАНТ II: Н. Гумилев

4б — ВАРИАНТ III: «Ante Lucem»

 

 

Задание 5.

Ответьте на каждый из предложенных тезисов-утверждений «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а)   Термин «басня» означает «один из древнейших жанров дидактической литературы; короткий сюжетно законченный рассказ в стихах или прозе с прямо формулированным моральным выводом».

б)   Вольный стих — это нерифмованный стих в силлабическом и силлабо-тоническом стихосложении.

в)   Акростих — это стихотворение, начальные буквы которого составляют имя, слово или фразу.

г)   Содержание панегирика направлено на обличение и высмеивание социальных пороков.

д)   Танка — древняя национальная форма пятистишия в арабской поэзии; первая и третья строки танка содержат по пять слогов, остальные — по семь слогов.

е)   Стихи «Арагвы светлой он счастливо / Достиг зеленых берегов» построены на инверсии.

ж)  В ряду «моностих — двустишие — терцет — катрен — секстина — октава — онегинская строфа» строфы расположены по увеличению количества стихов в строфе.

з)   В стихах «Я зряч — без глаз; нем — вопли испускаю; / И жажду гибели — спасти молю» использована стилистическая фигура контраста (антитеза).

и)   Сентиментализм — стиль в искусстве и литературе, опирающийся на принцип нормативности, культ античности и разума; исполнен обобщенных образов без конкретно-индивидуальных особенностей.

к)   Стихотворение Вс. Некрасова «Я помню чудное мгновенье / Невы державное теченье / Люблю тебя Петра творенье / Кто написал стихотворенье / Я написал стихотворенье» представляет собой центон.

л)   Стих «Пью горечь тубероз, небес осенних горечь»шестистопный хорей с пиррихием на второй стопе.

Количество баллов — 11.

Ответы

Кол-во баллов

Максимум — 11 баллов

(1 балл за каждый верный ответ)

а) да

ж) да

 

б) нет

з) да

 

в) да

и) нет

 

г) нет

к) да

 

д) нет

л) нет

 

е) да

 

 

 

 

Задание 6.

Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы.

 

Соотнесите эстетико-художественную позицию М. Цветаевой с примером ее поэтического творчества. Как эстетические установки поэта отразились в данном стихотворении?

Указующее — слуховая дорога к стиху: слышу напев, слов не слышу. Слов ищу. Левей — правей, выше — ниже, быстрее — медленнее,  затянуть — оборвать, вот точные указания моего слуха, или — чего-то — моему слуху. Все мое писанье — вслушиванье. Отсюда, чтобы писать дальше — постоянные перечитыванья. Не перечтя по крайней мере двадцать строк, не напишу ни одной. Точно мне с самого начала дана вся вещь — некая мелодическая или ритмическая картина ее — точно вещь, которая вот сейчас пишется (никогда не знаю, допишется ли), уже где-то очень точно и полностью написана. А я только восстанавливаю. Отсюда эта постоянная настороженность: так ли? не уклоняюсь ли? не дозволяю ли себе — своеволия? Верно услышать — вот моя забота.

(«Поэт о критике»).

Эмигрант

Здесь, меж вами: домами, деньгами, дымами,

Дамами, Думами,

Не слюбившись с вами, не сбившись с вами,

Неким —

Шуманом пронося под полой весну:

Выше! з виду!

Соловьиным тремоло на весу —

Некий — избранный.

Боязливейший, ибо взяв на дыб —

Ноги лижете!

Заблудившийся между грыж и глыб

Бог в блудилище.

Лишний! Вышний! Выходец! Вызов! Ввысь

Не отвыкший… Виселиц

Не принявший… В рвани валют и виз

Веги — выходец.

9 февраля 1923 г.

 

Количество баллов — 20.

Оценка ответа: см. Критерии к Заданию 6.

 

Модель ответа. При ответе на вопрос ученик должен:

  • Выделить ключевые положения эстетико-художественной позиции М. Цветаевой: в основе цветаевской эстетической концепции лежит представление о звуковой («слуховой») природе стиха; «письмо» отождествляется с «вслушиваньем»; текст мыслится прежде всего как «звуковая материя»; задача поэта — верно уловить «мелодическую или ритмическую картину» и совершить восхождение от звука к смыслу («слышу напев… слов ищу»).
  • Предложить непротиворечивую интерпретацию стихотворения М. Цветаевой: биографический факт (эмиграция) превращается автором в поэтическую тему: эмигрант — странник, заблудившийся, потерявший себя, «лишний» («Не слюбившись с вами, не сбившись с вами»); эмиграция наделяется чертами пространственного «пограничья» («Здесь, меж вами…», «Заблудившийся между грыж и глыб…»); пространство «верха» и «низа» смещено, контрастные пространственные знаки накладываются друг на друга («Бог в блудилище», «В рвани валют и виз / Веги — выходец»).
  • Обратить внимание на особенности поэтического языка М. Цветаевой: в соответствии с общей эстетической установкой Цветаева создает «звуковой портрет» эмиграции: сквозная, «принудительная» звукопись позволяет выстроить два противопоставленных смысловых ряда — атрибутику «материального», «низа» («домамиденьгамидымамидамамиДумами») и «нематериального», «верха» («лишнийвышнийвыходец — вызов — ввысь — Веги — выходец»); звукопись в сочетании с перечислительным синтаксисом и морфемными повторами (в первом ряду — единство окончаний, во втором — семантизированной приставки вы-) «окольцовывает» текст и формирует в сознании читателя представление об эмиграции как «пограничье»; Цветаева проецирует фонетическое подобие в область смысла, создавая уникальные образно-семантические ряды (Шуманом — выше, боязливейший — заблудившийся — Бог — блудилище, рвань — валют — виз, вызов — ввысь — виселиц и т.п.) по принципу сближения или контраста; всё это обеспечивает единство поэтической темы и развитие поэтического сюжета по «слуховой дороге к стиху».

 

 

Написать комментарий

*

*

*
Защитный код
обновить