Олимпиада по литературе. 10 класс.

I. Сделайте сопоставительный анализ стихотворений

 

А.С.Пушкин

 

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей бездумных,

Я предаюсь моим мечтам.

 

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь ни видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды –

И чей-нибудь уж близок час.

 

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

 

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе цвести.

 

День каждый, каждую годину

Привык я думой провожать,

Грядущей смерти годовщину

Меж их стараясь угадать.

 

И где мне смерть пошлет судьбина?

В бою ли, в странствии, в волнах?

Или соседняя долина

Мой примет охладелый прах?

 

И хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне все б хотелось почивать.

 

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

1829

 

 

А.Ахматова

Приморский сонет

Здесь все меня переживет,

Все, даже ветхие скворешни

И этот воздух, воздух вешний,

Морской свершивший перелет.

 

И голос вечности зовет

С неодолимостью нездешней,

И над цветущею черешней

Сиянье легкий месяц льет.

 

И кажется такой нетрудной,

Белея в чаще изумрудной,

Дорога не скажу куда…

 

Там средь стволов еще светлее,

И все похоже на аллею

У царскосельского пруда.

1958

 

 

 

II. Напишите рецензию на рассказы современного писателя Виктора Голявкина.

 

Четыре цвета

 

Первоклассник Алик нарисовал:

сиреневого верблюда,

зеленую лошадку,

синюю утку

и красного зайца.

Папа, увидев рисунок, сказал:

- Разве бывают сиреневые верблюды, зеленые лошадки, синие утки и красные зайцы?

- Не бывают,- сказал печально сын. – Но у меня было только четыре краски… Вот что я сделаю!

И он тут же нарисовал:

красный мак,

зеленый огурец,

синее небо,

и сиреневую сирень …

 

Каково

Он сидел в пятом углу.

- Каково вам? – спросил я.

- Никаково, - сказал он.

-Ну, а все-таки, каково? – спросил я.

- Никаково, - сказал он.

- Каково вам? – спросил я еще раз.

- Никаково, - сказал он, - мне никаково …

 

 

Мы беспокоимся за папу в 2000 году

Папа пошел выпить пива на Марс и что – то там задержался. В это время случилось несчастье. Пес Тузик съел небо, которое постирала мама и вывесила сушиться на гвоздь. Пес Тузик надулся, как детский шарик, и захотел улететь. Но он не смог это сделать, потому что не было неба.

- Как же вернется наш папа, - сказала мама, - раз неба нет?

- Действительно, как он вернется? – сказал я.

- Ха-ха-ха! – сказал папа в дверях. – Ха-ха-ха!

- Какой дорогой вернулся ты? – удивилась мама.

- Ха-ха-ха! – сказал папа, - Я пьяный, я не знаю какой дорогой».

 

 

 

 

III. Ответьте на вопросы по истории и теории литературы; проявите знание художественных текстов.

 

 

1. Что Вы знаете о человеке, которому посвящено стихотворение Ф.И.Тютчева?  В чем заключается наша причастность его труду?

 

Великий день Кирилловой кончины –

Каким приветствием сердечным и простым

Тысячелетней годовщины

Святую память мы почтим?

 

Какими этот день запечатлеть словами,

Как не словами, сказанными им,

Когда, прощаяся и с братом и с друзьями,

Он нехотя свой прах тебе оставил, Рим …

 

Причастные его труду,

Чрез целый ряд веков, чрез столько поколений,

И мы, и мы его тянули борозду

Среди соблазнов и сомнений...

1869

 

 

2. Среди литературных героев, фамилии которых приведены ниже, есть один лишний. Назовите его. Объясните свой выбор.

Скотинины, Пустяков, Гвоздин, Петушков, Вяземский, Буянов,    Флянов, Зарецкий, Горич.

 

 

3. Назовите произведения, в которых современники увидели:

а) «25 поэтических эпизодов, сливающихся в одну бытовую поэму»;

 

б) «дела  давно минувших дней, преданья старины глубокой»;

 

в) « новый миф в поэтическом образе»;

 

г) сатиру, «зеркало которой обращено в прошлое, а не в настоящее».

4.Отметьте вариант, в котором правильный ответ на  вопрос, кто рассказал историю Обломова:

а) Штольц;    б) Захар;   в) приятель Штольца, литератор «с апатическим лицом»;

г) И.А.Гончаров; д) Захар и Штольц;  е) Захар, Штольц, его приятель, Гончаров.

 

Объясните замысел Гончарова.

 

5. Соотнесите имена поэтов и цитируемые стихи:

 

А.Фет, А.Кольцов, братья Жемчужниковы, Н.Некрасов, А.Толстой

 

а) Осень. Скучно. Ветер воет                     б) Что ты сердце мое расходилося?..

Мелкий дождь по окнам льет.                    Постыдись! Уж про нас не впервой

Ум тоскует; сердце ноет;                            Снежным комом прошла-прокатилася

И душа чего-то ждет.                                          Клевета по Руси по родной.

Не тужи! Пусть растет, прибавляется,

И в бездейственном покое                               Не тужи! Как умрем,

Нечем скуку мне отвесть …                        Кто-нибудь и об нас проболтается

Я не знаю: что такое?                                           Добрым словцом.

Хоть бы книжку мне прочесть!

 

в) Острою секирой ранена береза                        г)  На заре туманной юности

По коре сребристой покатились слезы;               Всей душой любил я милую:

Ты не плачь, береза, бедная не сетуй!                  Был у ней в глазах небесный свет,

Рана не смертельна, вылечится к лету,                На лице горел любви огонь.

Будешь красоваться, листьями убрана…

Лишь больное сердце не залечит раны!               Что пред ней ты, утро майское,

Ты, дуброва-мать зеленая,

Степь-трава – парча шелковая,

Заря-вечер, ночь-волшебница!..

 

д) Здравствуй! Тысячу раз мой привет тебе, ночь!

Опять и опять я люблю тебя,

Тихая, теплая,

Серебром окаймленная!

Робко, свечу потушив, подхожу я к окну…

Меня не видать, зато сам я все вижу…

 

Дождусь, непременно дождусь:

Калитка вздрогнёт, растворяясь,

Цветы, закачавшись, сильнее запахнут, и долго,

Долго при месяце будет мелькать покрывало.

 

 

6. Назовите тропы, которые сопрягаются в приведенных ниже строках:

 

а) Редкая птица долетит до середины Днепра.

 

б) Люблю их ножки; только вряд ли

Найдете вы в России целой

Три пары стройных женских ног.

 

в) Я, гений Игорь Северянин,

Своей победой упоен!

Я повсеградно оэкранен!

Я повсесердно утвержден!

 

 

  1. Соотнесите названия музыкальных произведений и фамилии композиторов,

недостающую -  впишите:

а) М.И.Глинка; б) М.П.Мусоргский; в) Н.А.Римский-Корсаков; г) А.П.Бородин;

д) ..?

 

Князь Игорь, Евгений Онегин,  Колыбельная Ерёмушке, Снегурочка, Борис Годунов, Пиковая дама, Руслан и Людмила, Садко, Я помню чудное мгновенье, Царь Салтан, Мазепа, Майская ночь.

 

Отметьте фамилии композиторов, которые входили в «Могучую кучку»

( определение В.В.Стасова)

 

 

IV. Творческое задание.

 

Один из героев трилогии М.Успенского «Приключения Жихаря», вышедшей в серии «Русское фэнтези», очень смешной книги, построенной на бесконечных реминисценциях, рассказывает грустную, с восточным уклоном сказку. «Её герой, славный витязь Бедол-Ага, влюбился, себе на беду, в луноликую царевну Культур-Мультур. И даже дал по такому случаю обет молчания, так что многие считали его глухонемым. Бедол-Ага выполнял самые сумасбродные желания капризной красавицы, даже, случалось, подметал двор.

Однажды…»

Предложите свой вариант дальнейших событий, сохраняя стилистику сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Написать комментарий

*

*

*
Защитный код
обновить