Экзаменационная работа по русскому языку 2010 г.

Вариант 2010-1.

Часть 2.

(1)Где-то далеко стреляют зенитки, бродят прожектора по небу, вздыхает во сне Валега. (2) Он лежит в двух шагах от меня, свернувшись комочком.

(3)Маленький, круглоголовый мой Валега! (4)Сколько исходили мы с тобой за эти месяцы, сколько каши съели из одного котелка…

(5)А как ты не хотел идти в ординарцы ко мне. (6)Три дня пришлось уламывать. (7)Стоял потупясь и мычал что-то невнятное: не умею, мол, не привык. (8)Тебе стыдно было от своих ребят уходить. (9)Вместе с ними ты по передовой лазил, вместе горе хлебал, а тут ты вдруг пошел к начальнику в связные. (10)Воевать я, что-ли, не умею, или я хуже других?

(11)Привык я к тебе, чертовски привык… (12)Нет, это не привычка, это что-то другое, большее. (13)Я никогда не думал об этом, просто не было времени.

(14)Ведь у меня и раньше были друзья. (15)Много друзей. (16)Вместе росли, учились, спорили об искусстве, о высоких материях… (17)Но достаточно ли этого? (18)Так называемых общих интересов, общей культуры?

(19)Вадим Кастрицкий – умный, разносторонне одаренный, тонкий парень. (20)Мне всегда с пим было интересно. (21)А вытащил бы он меня, раненного, с поля боя? (22)Меня раньше это и не интересовало. (23)А Валега вытащит. (24)Это я знаю… (25)Или Сергей Веледницкий. (26)Пошел бы я с ним в  разведку? (27)Не знаю.  (28)А с Валегой – хоть на край света.

(29)На войне узнаешь людей по-настоящему. (30)Она как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный. (31)Валега вот читает по слогам, в делении путается, не знает, сколько семью восемь. (32)И спроси его, что такое родина, он, наверное, толком не объяснит. (33)Но за эту родину – за меня, за Игоря, за товарищей своих по полку, за свою покосившуюся хибарку где-то на Алтае – он будет драться до последнего патрона. (34)Сидя в окопах, он будет больше старшину ругать, чем немцев, а дойдет до дела – покажет себя. (35)А делить, умножать, читать не по складам научится, когда будет время, когда придёт желание…                                       (36)Валега что-то ворчит во сне, переворачивается на другой бок.                                                                         (37)Спи, спи, друг… (38)Скоро опять окопы, опять бессонные ночи. (39) Дрыхни пока. (40)А когда кончится война, если останемся живы, придумаем что-нибудь.

(По В.Некрасову)

Задание С 2.1. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужно тире?»

 

Я считаю, что на письме без тире, как и без других знаков препинания, обойтись невозможно. Оно помогает понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Например, в предложении 19 тире отделяет состав подлежащего от состава сказуемого, а в предложении 34 -  указывает на бессоюзную связь между частями сложного предложения.

В предложении 33 тире с двух сторон выделяет вставную конструкцию, которая уточняет, раскрывает содержание слова «родина». Если тире исключить, смысл предложения 33 изменится.

Поэтому я согласен с мнением Антона, так как тире – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.

(91 слово)

 

 

Вариант 2011-1.

Часть 2.

(1)Штабов так много, что найти нужный нам совсем не просто. (2)Везде часовые, натянута колючая проволока.

(3)К вечеру все-таки находим.

(4)Сегодня ночью, оказывается, должна переправляться на передовую 184-я дивизия, а утром, во время бомбежки, вышли из строя дивизионный инженер и командир взвода.

(5)Майор протягивает мне конверт, склеенный из потрепанной топографической карты.

-  (6)Советую поймать 184-ю здесь.

(7)Мы молча доходим до регулировщика.

-  (8)Сто восемьдесят четвертая ещё не проходила, - говорит регулировщик, немолодой уже, с рыжими усами.

(9)Мы садимся в кузов разбитой машины. (10)Солнце зашло, но ещё светло. (11)На западе, под Сталинградом, небо совсем красное, и трудно сказать, отчего это – от заходящего солнца или от пожара. (12)Три черных дымовых столба медленно расплываются в воздухе. (13)Внизу они тонкие, густые и черные, как сажа. (14)Чем выше, тем они все больше расплываются, а совсем высоко сливаются в сплошную длинную тучу. (15)Она плоская и неподвижная, и, хотя в нее поступают все новые и новые порции дыма, она не удлиняется и не утолщается. (16)Вот уже более двух недель стоит она такая, спокойная и неподвижная, над горящим городом.

(17)А кругом нас золотые осинки на черном фоне, тонкие, нежные. (18)По дороге проезжают машины. (19)Останавливаются, спрашивают, как проехать на переправу, и едут дальше. (20)Дорога широкая, разъезженная, вся в ромбиках от шин. (21)Трудно понять, где её края и куда она заворачивает. (22)Ощетинившийся указательный столб когда-то, должно быть, стоял на обочине. (23)Сейчас он на самом фарватере, и кто-то на него уже наехал. (24)Он накренился, и табличка с надписью «Сталинград – 6 км» указывает прямо в небо.

- (25)Дорога в рай, -  мрачно изрекает Валега.

(26)Оказывается, он тоже не лишен юмора.

(27)Подходит регулировщик:

-  (28)Во-он журавли полетели, - и тычет грязным, грубым пальцем в небо. – (29)Никакой войны для них нет.

(30)Мы долго следим за бисерным, точно вышитым в небе, треугольником, плывущим на юг. (31)Слышно даже, как курлычут журавли.

- (32)Совсем как самолёты, - говорит регулировщик.

(33)Эта ассоциация промелькнула, по-видимому, у всех нас, и мы смеёмся.

- (34)Что, туда или оттуда? – спрашивает регулировщик.

- (35)Туда.

(36)Он качает головой.

- (37)Да… (38)Невесело, что и говорить… - и отходит.

(По В. Некрасову)

 

 

Задание С 2.1. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны запятые?»

 

Я считаю, что запятые, как и другие знаки препинания, выполняют важную роль в письменной речи.  Они помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением. Так, например, в предложении: «Штабов так много, что найти нужный нам отдел совсем не просто» - запятая отделяет части сложного предложения, а в предложениях 4 и 26 запятые выделяют вводное слово «оказывается».

Смысловая и интонационная функции запятых проиллюстрированы в предложении 20. Если запятые заменить точками, получатся три простых предложения: «Дорога широкая. Разъезженная. Вся в ромбиках от шин.». Они отличаются смысловой законченностью и повествовательной интонацией.

Прав был К.Паустовский, сравнивания знаки препинания с нотными знаками, которые твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. Без сомнения, запятые – очень важные пунктуационные знаки, без которых смысл предложения был бы не ясен.

(144 слова)

Просянкина Т.В.

 

Написать комментарий

*

*

*
Защитный код
обновить