Тест ГИА по русскому языку.

Шаляпин

(1 )Удивительно, что о Шаляпине еще до сих пор пишут музы­кальные критики; их роль давно закончена, и к тысячам написан­ных статей и высказанных мнений или простых восхищений не­возможно прибавить что-нибудь новое. (2)Шаляпин бесспорен — а за бесспорное копья не ломают. (З)Можно поставить еще один восклицательный знак или сравнить Шаляпина прошлого с ны­нешним — но это уже не область критики.

(4)Правильнее обсуждать Шаляпина как явление русской или мировой жизни, — и тогда встанет вопрос о секрете его очарова­ния и его славы. (5)Секрет этот не только в редчайшем голосе и изумительной музыкальности; такие качества создают поклонни­ков и противников и во всякий момент карьеры подлежат оценке. (6)Но для того, чтобы покорить безусловно и окончательно, нуж­но обладать гораздо большим — нужно родиться счастливым. (7)Я думаю, что именно в этом врожденном счастье и кроется секрет победы Шаляпина.

{8)Одни родятся в хижине, другие — во дворне, одни — на горе, другие — на радость. (9)Собственно, в обычном нашем быту нет настоящего представления о врожденно счастливом человеке; никто не возьмется утверждать, что счастье — родиться королём или миллиардером: короли теряют корону, миллиардеры — разо­ряются; власть и деньги — временная удача, но не качество. (10)Но сказкам, в частности русской сказке, известно понятие о предреченно-счастливом, родившемся в сорочке. (11)Счастье приходит не по заслугам и не в награду, — оно слепо и неизвестно почему сваливается на голову. (12)И на такого предречённо-счастливого может обрушиться какая угодно гроза и непогода — он всё равно останется невредимым; чего ему суждено достигнуть он дос­тигнет, уже по одному тому, что народное сказанье, его создавшее, нуждается в его бытии. (13)Вера в возможность существования такого сказочного человека помогает жить и переносить личные невзгоды. (14)Образ счастливого создаётся для того, чтобы было на что любоваться бесспорно, безоглядочно и без зависти.

(15) Вот к разряду таких сказочных героев принадлежит и Ша­ляпин — наша своеобразная национальная утеха. (16) Не он один рядом с ним еще Рахманинов. (17)Оба они какие-то неизмеримые и одарённые превыше мыслимого, то ли — былинные богатыри, толи Иваны-царевич и. (18)Ни судить их нельзя, ни зависти к ним питать; просто — слушаешь и любуешься, что вот бывают на свете такие. (19)А раз бывают — значит, не все пропало и можно жить дальше.                 (М. Осоргин, 1930) 256 слов

А1 Какая мысль противоречит содержанию прочитанного тек­ста?

1)  Никто не может сказать, почему счастье достается кому-либо.

2)  К тому, что уже написано о Шаляпине, невозможно что-либо добавить.

3)  Секрет славы Шаляпина заключается только в его редчай­шем голосе,

4)  Шаляпин принадлежит к числу сказочных героев.

А2. Укажите предложения, при помощи которых осуществля­ется связь между третьим и четвёртым абзацами.

1)  8, 15          2)  11,17             3)  13, 15            4)  14, 18

А3. Какое качество или черта характера Шаляпина не упоми­нается в тексте?

1)  редчайший голос

2)  весёлый характер

3)  изумительная музыкальность

4) неизмеримая одарённость

А4. В каком предложении используются синонимы?

1)5                       2)8                   3)12                 4)17

А5. В каком значении употреблено слово секрет в предложе­нии 7?

1)  то, что держится в тайне, скрывается от других

2)  тайный способ

3)  скрытая причина, тайна

4)  потайное устройство в механизме

А6. В каких предложениях текста М. Осоргина употреблены фразеологизмы?

1)  1,2              2)  2, 10               3)  11, 13           4)  10, 14

А7. Какое средство речевой выразительности используется в предложении «Одни родятся в хижине, другие — во дворце, одни — на горе, другие — на радость».

1)  антитеза

2)  оксюморон

3)  градация

4)  литота

В1 Замените фразеологизм ЛОМАТЬ КОПЬЯ из предложения 2 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напи­шите этот синоним.

В2. Из предложений 1—3 выпишите слово с чередующейся бе­зударной гласной в корне.

В3. Из предложений 9-13 выпишите слово, правописание при­ставки в котором определяется правилом: «В отрицатель­ных местоимениях без ударения пишется приставка НИ-»

В4 Из предложений 1—3 выпишите слово, в котором правопи­сание Н определяется правилом: «В кратком причастии пи­шется одна букна Н».

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания при однородных членах.

Шаляпин бесспорен — (1) а за бесспорное копья не ломают. Об­раз счастливого создается для того,(2) чтобы было на что любо­ваться бесспорно,(3) безоглядочно и без зависти.

В6. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры. Обозначающие знаки препинания между частями предло­жения, связанными сочинительной связью.

Удивительно, что о Шаляпине еще до сих пор пишут музы­кальные критики;(2) их роль давно закончена,(3) и к тысячам написанных статей и высказанных мнений или простых восхищений невозможно прибавить что-нибудь новое. Можно поставить еще один восклицательный знак или сравнить Шаляпина прошлого с ны­нешним — (4) но это уже не область критики.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями предло­жения, связанными подчинительной связью.

И на такого предречённо-счастливого может обрушиться какая угодно гроза и непогода ~(1) он все равно останется невредимым;(2) чего ему суждено достигнуть —(3) он достигнет,(4) уже по одному тому,(5) что народное сказанье,(6) его создавшее,(7) нуждается в его бытии.

В8 Замените словосочетание СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ (предло­жения 15), построенное на основе подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосо­четание.

В9. Из предложения 13 выпишите грамматическую основу.

В10. Среди предложений 10—14 найдите предложения с обособ­ленными определениями. Напишите номера этих предложе­ний.

В11. Среди предложений 15—19 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 19.

 

В13. Среди предложений 4-7 найдите сложное бессоюзное пред­ложение. Напишите номер этого предложения.

В14. Среди предложений 15-19 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

С2.1 Ознакомьтесь с мнением Серёжи и Тани о роли антонимов и публицистической и художественной речи.

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста «Вера в возможность существования такого сказочного человека по­могает жить и переносить личные невзгоды».

 

Комментарии  

 
0 Ученик9, 27 Мая 2020 г. в 13:11 | цитировать
АЭАЭАААЭАААЭЭАА А где ответы оло
 

Написать комментарий

*

*

*
Защитный код
обновить