Тест ЕГЭ по русскому языку, 9 класс.

1) Я шёл лесом, затоптанным, побитым, обшарпанным, в пет­лях троп и дорог.
2) Всюду по лесу чадили костры и возле них ва­лялись наехавшие из города труженики.
3) Разгоняя гиподинамию, горожане рубили, пилили, ломали, поджигали лес, притомились уже и загорали под солнцем.
4) Впереди, чуть выдавшаяся к дороге, стояла некрупная, ко­леном изогнутая чёрно-пегая берёза.
5) Горькой струёй сквозящую печаль донесло до меня — так может пахнуть только увядающее дерево, и я уловил неслышное движение, заметил искрой светя­щийся в воздухе берёзовый листок.
6) Медленно, неохотной в то же время торжественно падал он. цепляясь за ветви, за изветренную кожу, за отломанные сучки, братски приникая ко встречным листьям...
7) Упругости листа хватило на полминуты, не более, жилы и жилочки его ослабли, распустились, прогнулся серединой лист и обрывком искуренной бумажки расклеился на моей ладони.
8) Как он пробудился и занял своё место в лесу?
9) Сколько сил потратила берёза, чтобы этот её листок выпростался из немой, плотно заклеенной почки и зашумел весёлым шумом вместе со всеми листьями?..
10) 3емля наша справедлива ко всем, хоть маленькой радостью наделяет она всякую сущую душу, всякое растение, всякую тварь, и самая бесценная, бескорыстно дарованная радость — сама жизнь!
11) Но твари-то и, прежде всего, так называемые разумные суще­ства не научились у матери-земли справедливой благодарности за дарованное счастье жизни.
12) Ах, если бы хоть на минуту встать, задуматься, послушать себя, душу свою, проникнуться светлой грустью бледного листа — предвестника осени, ещё одной осени, ещё одного, кем-то озна­ченного круга жизни, который совершаем мы вместе с нашей зем­лёю и когда-то закончим свой век падением, скорей всего не мед­ленным, не торжественным, а мимоходным, обидно простым, обыденным — на бегу вытряхнет из себя толпа ещё одного спут­ника и умчится дальше, даже не заметив утраты.
13) Сколько ещё предстоит томиться непонятной человеческой тоской и содрогаться от внезапности мысли о тайне нашей жизни?
14) Кто скажет нам об этом?
15) Кто утешит и успокоит нас, мяту­щихся, тревожных, слитно со всей человеческой тайгой шумящих под мирскими ветрами и в назначенный час, по велению того, что зовётся судьбою, одиноко и тихо опадающих на землю?

А1. Какое из высказываний, приведенных ниже содержит ответ на вопрос «Почему простой и естественный процесс падения листа вызвал у автора столько противоречивых размыш­лений?»

1)  Автор не может смириться с тем, что облетают листья.

2)  Автору было жаль расставаться со слабым берёзовым лис­том.

3)  Всё в природе взаимосвязано, и человеческая жизнь похожа на жизнь обыкновенного листа.

4)  Человек должен беречь природу, заботиться о ней.

А2 Почему автор, говоря об отношении людей к природе, даёт им определение «так называемые разумные существа»?

1)  По-настоящему разумные существа не должны относиться к природе так варварски.

2)  Человеку ещё предстоит научиться беречь природу.

3)  Разумность нашей цивилизации всё чаще подвергается со­мнению.

4)  В данном случае это образное средство, которое служит лишь для придания тексту большей выразительности.

АЗ. В каком предложении текста наиболее полно отражена ос-

новная мысль? 1)3            2)7              3)10              4) 12

А4. В какой из указанных пар предложений текста содержание второго предложения противопоставлено содержанию пер­вого?

1)1-2              2)4-5             3)6-7             4) 10-11

А5. Какое значение имеет слово светлая в прочитанном тексте (предложение № 12)?

1)  ничем не омрачённая, приятная

2)  ясная, прозрачная

3)  излучающая сильный свет

4)  хорошо освещённая

А6. В каком предложении текста употреблены устаревшие слова? 1)6                          2)10                    3)13                    4)14

А7. Укажите, какое средство речевой выразительности исполь­зуется в предложении «Разгоняя гиподинамию, горожане ру­били, пилили, ломали, поджигали лес, притомились уже и за­горали под солнцем».

1)  литота

2)  сарказм

3)  парцелляция

4)  антонимы

Ответы на задания В1 — ВЫ записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1 Замените слово ОБШАРПАННЫЙ из предложения 1 сти­листически нейтральным синонимом (словом или слово­сочетанием). Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 1—3 выпишите слово(-а) с чередующейся гласной в корне.

ВЗ Из предложений 1-5 выпишите слово(-а), правописание приставки(-ок) в котором(-ых) определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на 3- (С-), перед глухим согласным пишется буква С, перед звонким — 3».

В4 Из предложений 4—6 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание одной или двух букв Н в суффиксах определя­ется правилом: «Если причастие и отглагольное прилагатель­ное имеет приставку, в суффиксе пишется две буквы Н» .

В5. Из приведённого ниже предложения выпишите цифру(-ы), при помощи которой(-ых) пронумерована(-ы) запятая(-ые), выделяющая(-ие) обособленное(-ые) обстоятельство(-а).

Разгоняя гиподинамию,(1) горожане рубили,(2) пилили,(3) лома-ли,(4) поджигали лес, (5) притомились уже и загорали под солнцем.

В6. В приведённом ниже предложении из прочитанного тек­ста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру(-ы), обозначаюшую(-ие) запятую(-ые) между частя­ми сложносочинённого предложения.

Горькой струёй сквозящую печаль донесло до меня —(1) так мо­жет пахнуть только увядающее дерево,(2) и я уловил неслышное движение,(3) заметил искрой светящийся в воздухе берёзовый листок.

В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного тек­ста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частя­ми сложноподчинённого предложения.

Кто утешит и успокоит нас,(1) мятущихся, (2) тревожных, (3) слитно со всей человеческой тайгой шумящих под мирскими ветрами и в назначенный час, (4) по велению того, (5) что зовётся судьбою, (6) одиноко и тихо опадающих на землю?

В8. Из предложения 2 выпишите словосочетание(-ия), построенное(-ые) на основе подчинительной связи СОГЛАСОВА­НИЕ.

В9. Выпишите грамматические основы предложения 15.

В 10. Среди предложений 8—11 найдите предложение, в котором есть вводные слова. Напишите номер этого предложения.

В11. Среди предложений 8—11 найдите предложение с одиноч­ным приложением. Напишите номер этого предложения.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 12.

В13. Среди предложений 4—9 найдите бессоюзное сложное пред­ложение. Напишите номер этого предложения.

В14. Среди предложений 8— 11 найдите сложное предложение с различными видами связи — союзной и бессоюзной. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

Познакомьтесь с мнением Коли и Анны Владимировны о роли риторических вопросов в художественном произведе­нии.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Роль ритори­ческих вопросов в художественном произведении» Обдумывая теоретические положения своей работы, про­читайте ешё раз текст В. П. Астафьева. Найдите и приведи­те не менее двух примеров из прочитанного текста, иллюс­трирующих функции риторических вопросов. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложе­ний или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Вы можете написать работу от своего имени, или от имени учителя, или от имени одного из одноклассников Коли. Начать работу вы можете вопросительным предложением, переформулировав предложенную тему. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2 Напишите сочинение-рассуждение.

Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста «Земля наша справедлива ко всем, хоть маленькой радостью наделя­ет она всякую сущую душу, всякое растение, всякую тварь, и самая бесценная, бескорыстно дарованная радость — сама жизнь!»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного тек­ста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложе­ний или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

 

Написать комментарий

*

*

*
Защитный код
обновить