Подготовка к ГИА и ЕГЭ по русскому языку в 9 и 11 -х классах .

(1) Музыка, может быть, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада. (2) Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим, той самой неотгаданной материей и вечной тайной, что живет в нас, тревожит и волнует.
(3) Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, казалось бы, умолкнувшим, навсегда утраченным, плачут, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой, но в борьбе за существование человеком же погублено. (4) Музыка возвращает человеку все лучшее, что есть в нем и что пребудет на земле.
(5) Я думаю, что музыку человек, может быть, услышал раньше, чем научиться говорить. (6) Возникает крамольная мысль, что вначале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. (7) И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово.
(8) Музыка и природа - это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и что не дает ему окончательно одичать.
(9) Я имею в виду настоящую музыку, а не то бесовство, не ту оглушающую вакханалию, которая закружила человека в безумной дикой пляске, ввергла его в какое-то инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы взялись и чей образ и подобие утратили.
(10) Гениальный русский композитор Георгий Васильевич Свиридов, так увлекательно умеющий говорить о музыке и ее природе, утверждал, что именно эти современные бесчисленные громокипящие артели, но скорее банды, называемые ансамблями, помогают понять в сравнении, как сохранить изначальную природу музыки. (11) Не дают человечеству потерять ключ ее, ибо утеря этого самого «ключа» - есть полное и окончательное разрушение мировой гармонии. (12) А без нее оно, человечество, как корабль без руля, быстренько пойдет ко дну, потому что стремление к разрушению гармонии жило в человеке всегда, но особенно агрессивные и катастрофические размеры приняло это разрушение на исходе двадцатого века.
(По В. Астафьеву)
1. Среди предложений 5-8 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных.
2. Среди предложений 10-12 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных.
3. В отрывке пронумерованы запятые. Напишите те номера, которые выделяют сравнительный оборот.
Музыка,(1) может быть,(2) самое дивное создание человека,(3) его вечная загадка и услада. Никто так близко,(4) как музыкант,(5) не соприкоснулся с подсознанием человеческим, (6) той самой неотгаданной материей и вечной тайной,(7) что живет в нас,(8) тревожит и волнует.
4. В отрывке пронумерованы запятые. Напишите те номера, которые выделяют обособленное обстоятельство.
Люди плачут,(1) слушая музыку,(2) плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным,(3) казалось бы, умолкнувшим,(4) навсегда утраченным,(5) плачут,(6) жалея себя и то чистое,(7) дивное создание в себе,(8) что было задумано природой,(9) но в борьбе за существование человеком же погублено.
5. В отрывке пронумерованы запятые. Напишите те номера, которые выделяют уточнение.
А без нее оно,(1) человечество,(2) как корабль без руля,(3) быстренько пойдет ко дну,(4) потому что стремление к разрушению гармонии жило в человеке всегда,(5) но особенно агрессивные и катастрофические размеры приняло это разрушение на исходе двадцатого века.
6. В отрывке пронумерованы запятые. Напишите те номера, которые отделяют однородные члены.
Возникает крамольная мысль,(1) что вначале был шум ветра,(2) плеск волн,(3) пенье птиц,(4) шелест травы и звон опадающей листвы. И только переняв у природы звук,(5) человек сложил из него слово.
7. Выпишите грамматическую (-ие) основу (-ы) из предложения 11.
8. Из предложений 8-9 выпишите слова, правописание приставки в которых зависит от последующего звука.
9. Из предложений 10-12 выпишите отыменные прилагательные с –НН-.
10. Замените синонимом слово крамольная (предложение 6)
11. Замените синонимом слово окончательно (предложение 8)
12. Из предложений 6-7 выпишите слово с чередующей гласной в корне.
13. Укажите количество грамматических основ в предложении 12

 

Написать комментарий

*

*

*
Защитный код
обновить