Олимпиада по русскому языку. 9 класс.

Формулировка задания

Ответ

Балл

1

Найдите слово (слова), в котором количество мягких согласных звуков не такое, как в остальных: кровельщик, каменщик, печник, горшечник, перевозчик. Аргументируйте ответ.

Горшечник.

3+1

2

Разделите слова на группы по способу словообразования.

Умозаключение, дикорастущий, лженаука, здравомыслящий, светловолосый, грязелечебница, долгоиграющая, высокооплачиваемый.

Морфологический способ, сложение основ соединительной гласной: умозаключение, лженаука, светловолосый, грязелечебница.

Неморфологический способ, слияние сочетания слов в одно слово: дикорастущий, здравомыслящий, долгоиграющая, высокооплачиваемый.

6

3

Какие из приведенных ниже слов этимологически родственны? Аргументируйте ответ.

Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло.

Сокровище, крышка, покрывало, укрытие – этимологически родственны. (корень крыть)

Сокровище – от скрыть (то, что скрыто), крышка – от крыть (то, чем накрывают); покрывало – от покрыть (то, чем покрывают); укрытие – от укрыть (то, где укрывают).

Кровавый – от кровь, крыло – от славянского крило не родственного слову крыть.

5+2

4

Выберите правильный вариант и обозначьте в каждом слове окончание.

1)Инженеры-инженера; 2) килограмм помидор – килограмм помидоров; 3)докторы-доктора; 4) рота солдат- рота солдатов; 5) шоферы- шофера;

6) купить яблок- купить яблоков; 7)  пара носок- пара носков; 8) пара чулок – пара чулков; 9) тонна апельсин- тонна апельсинов; 10) учителя – учители.

ИнженерЫ;  килограмм помидорОВ  3)докторА, рота солдат?,  шоферЫ,

купить яблок?,пара носкОВ, пара чулок?, тонна апельсинОВ, учителя – учители.

5

5

Подруги позвали Машу гулять. « Не могу,я …,- сказала Маша и запнулась, - ну, в общем, чищу пылесосом ковер!» как правильно закончить эту фразу? Аргументируйте.

1) Пылесосу;   2) пылесошу;   3) пылесосю;   4) пылесосию;    5) пылесосаю.

2,3.

В глаголах на сить наблюдается историческое чередование с/ш: просить- прошу, бросить-брошу, красить- крашу. Т. о. пылесосить- пылесошу. Допустимо пылесошу.

2+1

6

Определите, к какой части речи относятся выделенные словоформы и какую синтаксическую функцию они выполняют.

1) Онегин, я тогда  моложе, / Я лучше, кажется, была.

2) И чем ярче становились воспоминания, тем громче и тоскливее скулила Каштанка .

3) Мы выбирали место поровнее.

4) О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной.

Выделенные в предложениях формы сравнительной степени имеют следующую грамматическую характеристику: 1) моложе, лучше – имена прилагательные в функции именной части составного именного сказуемого; 2) ярче – имя прилагательное, часть составного  именного сказуемого, громче, тоскливее наречия в роли обстоятельства; 3) поровнее – имя прилагательное в роли несогласованного определения; 4) сильней – имя прилагательное, синтаксическая роль – сказуемое;

 

6+2

7

В каких современных словах сохранились корни этих архаизмов?

Млеко, перст, древесина, злато, врата, глас, град, хлад, влачить, млад.

 

Млечный путь, млекопитающее; перстень; древко, древесина; златокудрый, златотканый; привратник, отвратительный; гласный, гласность; градостроительство; прохладный, охладить; увлеченье, увлеченность;  младенец.

5

8

Даны предложения на иврите и их переводы на русский язык.

Хабахур роэ бахура яфа – Юноша видит красивую девушку.

Хапара роа хатул лаван – Корова видит белого кота.

Хабахура роа тик хум – Девушка видит коричневую сумку.

Переведите на иврит предложения:

Кот видит коричневую корову

Юноша видит белую сумку

1) Хахатул роэ пара хума;

2) хабахур роэ тик лаван

 

9

Расставьте пропущенные буквы и знаи препинания, раскройте скобки.

Однажды стоя на палуб... я замет...л (в)дали вы­сок..ю лед...(н,нн)ую гору на которой б..рахтал…сь два белых медведя. Я схватил ружьё и прыгнул с корабля прямо на плывущ...ю льдину. Трудно было мне карабка(т,ть)ся по гладким как зеркало лед...(н,нн)ым утёсам и скалам ежеминут­но скат...ваясь (в)низ и рискуя провали(т,ть)ся в бе...до(н,нн)ую проп..с(?)ть но (не)смотряна пр...пя...ствия я добрался до вершины горы и подо­шёл почти (в)плотную к медведям.

И вдруг со мною случилось (не)счастье собира­ясь выстрелить я по(?)скользнулся на льду и упал (при)чем стукнулся головой об лёд и в ту(ж...) мину­ту лишился сознания.

Когда через (пол)часа сознание вернулось (ко)мне я чуть не вскрикнул от уж...са огромный белый мед­ведь подмял меня под себя и разинув пас(?)ть гото­вился поуж(...)нать мною.

Ружьё моё лежало далеко на снегу.

10

9. Представьте, что вы – опытные исследователи языка. Одни ученые в слове ЛЕСНИК видят 4 морфемы, а другие- 3. На чьей вы стороне? Докажите, что в обеих точках зрения есть своя логика. Напишите об этом небольшую статью для популярного детского журнала «Юный лингвист».

 

Написать комментарий

*

*

*
Защитный код
обновить