Олимпиады по русскому языку. 9 класс. Ответы.

Общее время выполнения работы - 3,5 часа

Вводная часть:

1. 1. Задания можно выполнять в произвольном порядке. Однако к заданию 10 рекомендуется обратиться в последнюю очередь. Номер, присвоенный заданиям, менять нельзя, его следует указывать при письменном оформлении выполненного задания.

2. При оценивании выполненного задания учитывается орфографическая, пунктуационная, грамматическая и речевая грамотность его оформления; за каждую допущенную ошибку снимается по 0,1 б.

Задание 1.

Проанализируйте ряды, состоящие из четырёх элементов, и найдите лишний элемент, то есть тот, у которого нет качества, общего для остальных. Объясните, почему именно это слово является лишним.

1) квакать, звенеть, кукарекать, крик

2) норка, ключ, тропа, коса

3) ночь, брошь, рожь, мышь

4) пароход, парной, парик, парник

5) ворота, чернила, здания, ножницы

Примечание: фонетические характеристики слов не должны учитываться.

Количество баллов -

1 .Каждое верно найденное слово - 0,5 б

2.Каждое объяснение - до 0,5 б

Итого: 5 баллов

Ответ:

1) крик (сущ.); остальные глаголы

2) тропа; остальные имеют омонимы

3) рожь; остальные имеют формы и ед., и мн.ч.

4) парик; в остальных корень -пар-

5) здания; остальные не имеют формы ед.ч.

Задание 2.

Восстановите из этих разрозненных строчек отрывок из стихотворения В.Шефнера, соблюдайте при этом правила пунктуации. Подтвердите их "стихотворность" фонетической транскрипцией. Какие слова следует затранскрибировать?

Из обычных молекул земных

У истоков отравлены воды

Расцветает людская краса

Есть такие прекрасные лица

Но по тайной программе природы

Под пилой погибают леса

Как такое могло сотвориться

Что дивлюсь я, любуясь на них.

Количество баллов -

1.Верно восстановленное четверостишье - до 3 б.

2.Верно расставленные знаки препинания: 1 знак - 0,1 б.

Всего:0,1б·6=0,6б.

3.Верно затранскрибированное слово - до 0,5 б.

Всего:0,5 б·8 =4б.

За каждую ошибку в транскрипции снимается 0,1 б.

Итого:3 б +0,6 б + 4 6 = 7,6 б.

Ответ:

1.

Есть такие прекрасные лица,

Что дивлюсь я, любуясь на них, - (:)* (,)

Как такое могло сотвориться

Из обычных молекул земных. (!)(?)

У истоков отравлены воды.

Под пилой погибают леса, - (,)

Но по тайной программе природы

Расцветает людская краса.

*В скобках указан пунктуационный знак, допустимый на месте знака препинания в оригинальном тексте.

2.

[л’иц] - [ствр’иц]

[н -н'их] - [з' мных]

[воды] -[пр’ироды ]

[л’ са] - [крса]

В качестве правильного варианта может засчитываться знак как знаменателя, так и числителя.

Задание 3.

Представьте себе, что изобретены фантастические приборы с необычными функциями: электрическая машинка для вытаскивания изюма из булочек, очки для любителей зимы, через которые всё кажется белым, и устройство, переворачивающее листы при чтении книги. Придумайте для каждого название (названия), состоящее из одного слова. Как образовано каждое из этих названий? Проведите их словообразовательный анализ и назовите способ словообразования.

Количество баллов -

1 .Каждое предложенное название - до 1,5 б

2. Верно проведённый анализ одного слова - 2 б. За каждую ошибку, допущенную при словообразовательном анализе, а также за пропущенное звено этого анализа снимается 0,2 б. Словообразовательный анализ возможен в любой форме - описательный или "схематичный". Например: а) слово " " образовано от слова " "путем...., при помощи суффикса...

б) изюмовытаскиватель «- изюм + вытаскивать (сложение основ + суффиксация).

Ориентировочные ответы:

1. изюмовытаскиватель, изюмоизвлекатель и под.

2. зимногляды, белоочи и под.

3. листопереворачиватель, листопереворотник и под.

Задание 4.

У мастеров слова существительные "вечер" и "осень" и производные от них прилагательные часто выступают как контекстуальные синонимы, т.е. сближаются по смыслу только в определённом словесном окружении, в определённом контексте. Как вы думаете, какие основания есть для такого их употребления? Примеры каких ещё подобных парных употреблений вы можете привести? Количество баллов -

1. Объяснение основания - до 1,5 б.

2. Один пример - до 0,5 б.

Ответ:

1. Основанием для их контекстуального сближения является переносное (образное) значение слова "вечер" - старость - угасание, увядание (жизни, природы), т.е. осень.

2. Утро - весна; лето - полдень, день.

Задание 5.

Один школьник написал: "Рябина красавится". Какую ошибку он допустил? Что спровоцировало   эту   ошибку?   Исправьте   допущенную   ошибку   и   попытайтесь сформулировать рекомендации (правила), которые помогут избежать подобных ошибок. Количество баллов -

1. Указание на ошибку и исправление её - до 0,5 б.

2. Объяснение причины подобных ошибок - до 0,5 б.

3. Формулировка рекомендаций (правил) - до 2 б.

Итого: 3 б.

Ответ:

1. Школьник ошибся в написании слова красавица.

2. Ошибку спровоцировало созвучие глаголов на—тся (ться) и существительных женского рода на -ца:

у 'чится - учи[ца]

учи'ться -учи[ца]

красавица - красави[ца]

3. Если на конце слова произносится [ца], сначала определите, какой частью речи является это слово. Если это слово - существительное ж.п. в им .п. - пишите на конце -ца. Если это глагол - пишите на конце -тся или -ться в зависимости от того, в какой форме он употреблён.

Задание 6.

Прочитайте предложения, взятые из произведений русской классики, и ответьте на приведённые ниже вопросы, используя современную метрическую систему.

1. Пётр Андреич ранен был под правое плечо, в грудь, под самую косточку, в глубину на полтора вершка. (Пушкин). 2. Дитя молодое, проехало столько пути, утомилось (это дитя было двадцати с лишком лет и ровно в сажень ростом). (Гоголь). 3. Тарас вскочил на своего Чёрта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст. (Гоголь). 4. Такого городничего никогда ещё государь, не было...Придет в лавку и, что ни попадет, всё берёт. Сукна увидит штуку, говорит: "Э, милый, это хорошее суконцо: снеси-ка его ко мне". Ну и несёшь, а в штуке-то будет без мала аршин пятьдесят. (Гоголь). Вопросы:

1. Насколько глубока была рана Гринева?

2. Какого роста было "дитя" в повести Гоголя?

3. Каков вес Тараса Бульбы?

4. Сколько сукна вынес городничий?

Ответ на какие вопросы (укажите их номер) может вызвать сомнения в достоверности описываемого? Как можно объяснить такого рода недостоверность в текстах классиков?

Количество баллов -

  1. Каждый ответ на вопрос о единицах измерения - до 1,5 б.

Всего: 13б·4 =6б.

  1. Каждая часть объяснения - до 1 б, квалификации художественного приёма - до 1 б.

Всего: 3 б. Итого: 9 б.

Ответ:

I. 1. Вершок -4,4 см.*

2. Сажень -2м 133,56 мм; более 2-х м.

3. Пуд - 16,3799 кг • 20 = 320 кг; более 320 кг.

4. Аршин - 71,12 см • 50 = 3556 см = 35,56 м

* Ответ может быть засчитан как правильный и в том случае, если верно указано только целое число.

II. Сомнения в достоверности описываемого могут вызвать ответы на вопросы 2 и 3. Классики,   описывая   героев,   использовали   художественный   приём   преувеличения (гиперболизации).

Н.В. Гоголь в одном случае прибегал к нему, чтобы создать образ героя-богатыря Тараса Бульбы, подчеркнуть его мощь и силу, в другом использовал этот приём как средство иронии или насмешки над утомившимся, по мнению матери, в пути двадцатилетним, двухметрового роста "дитятей".

Задание 7.

Различаете   ли    вы   орфографические    и   грамматические   ошибки?    Найдите    и классифицируйте (назовите и опишите) и те, и другие.

Хотя ноги у птиц более тоньше и по этому оддают в воду немного тепла, всё-же,

поджав одну ногу, какое-то тепло удаёться съэкономить.

Количество баллов -

1. Верно найденная и исправленная ошибка — до 0,5 б. Всего: 0,5 б·7= 3,5 б

2. Верная классификация ошибки - до 1 б. Всего: 1б·7=7б.

Итого: 10,5 б.

Ответ:

1. Более тоньше - грамматич. (морф.) ошибка, допущенная при образовании формы составной (синтетической) сравнительной степени прилагательного. Верно: тоньше или более тонкие.

2. Поджав одну ногу, какое-то тепло удаёться съэкономить — грамматическая (синтаксическая) ошибка, допущенная при употреблении деепричастного оборота, называющего действие, субъект которого не соотносится с безличным сказуемым. Верно: Если птица подожмёт одну ногу, то ей удастся сэкономить какое-то тепло или Поджав одну ногу, птица сможет сэкономить (сэкономит) какое-то тепло.

3. Оддают - орфографическая ошибка в написании приставки; верно - отдают.

4. Удаеться — орфографическая ошибка в написании - ться (с мягким знаком) в безличной форме глагола. Верно -удаётся.

5. Съэкономить - орфографическая ошибка в написании Ъ после приставки на согласный перед Э; верно — сэкономить.

6. Все-же - орфографическая ошибка в дефисном написании частиц все и же; верно – все же.

1. По этому - орфографическая ошибка в раздельном написании наречия; верно -

поэтому.

Задание 8.

Угадайте пословицу или поговорку по вопросу, характеристике.

1. Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц?

2. Как зовут пастуха, который предпочитает пасти стадо на самых отдалённых пастбищах?

3. Какое животное даёт наименьшее количество шерсти и отрицательно влияет на собратьев по стаду?

4. Наиболее совместимые блюдо и приправа к нему.

5. Музыкальный инструмент, танцевать под который лучше, если он находится в вашей личной собственности.

Количество баллов—

Верно угаданная пословица - до 1 б.

Итого-5 б.

Ответ:

1. Соловья баснями не кормят.

2. Куда Макар телят не гонял.

3. С паршивой овцы хоть шерсти клок.

4. Каши маслом не испортишь.

5. Плясать (танцевать) под чужую дудку.

Задание 9.

В стихотворении М. Дудина, посвящённом А. А. Ахматовой, есть такие строки: Летят года, как междометья,

Как паутина на стерне.

Почему, по-вашему, автор для сравнения с летящими годами выбрал именно междометия (не предлоги или союзы) и паутину на стерне? Есть ли основание для такого сравнения? Приведите пример междометий.

Количество баллов-

1. Точность и полнота ответа - до 3 б.

2. Пример междометий—до 1 б.

Ответ:

Основанием для такого сравнения является, с одной стороны, "короткость" междометий, равных зачастую одному-двум слогам или одному звуку, и, как следствие, кратких, непродолжительных в своём звучании; с другой - летучесть, подвижность несомой по стерне (сжатому  полю)  осенним  ветром   (воздухом)  паутинки.  При  этом  именно междометия (в отличие от других коротких по звучанию слов - предлогов, союзов) способны   в   речи   употребляться   самостоятельно,   как   эквивалент   предложения, характеризуются отдельной интонацией, завершённостью. Кроме того, междометия, состоящие из одного-двух слов, могут интонационно варьироваться (удваивается или утраивается последний слог (звук)), что не отменяет их краткости, а только подчёркивает её - по продолжительности звучания (существовании во времени) они равны краткому

возгласу, вскрику, вдоху.

Таким   образом,   подобное   сравнение   создает   образ   быстротечного,   неуловимого, неостановимого времени, его хрупкость и невозвратимость.

Задание 10.

Надеемся, что вам известна знаменитая фраза "Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка". Кто её автор? Сделайте синтаксический разбор этого предложения и определите, какой частью речи являются входящие в него слова.

•         Используя этот вымышленный "глокий язык", придумайте свой рассказ (не более 10 предложений) о "куздре".

• Отметьте в вашем тексте по одному слову, относящемуся к тем частям речи, которые вы определили в данном предложении.

• Сгруппируйте все употреблённые вами однокоренные слова и выделите в них словообразовательные элементы (суффикс, приставка).

•         Какие слова в вашем рассказе передают то или иное настроение?

Количество баллов-

1. Синтаксический разбор предложения - до 0,7 б; 0,1 б • 7 = 0,7 б.

2. Определение частеречной принадлежности слова - 0,1 б.

Всего:0,1 б8 =0,8б

Дополнительные характеристики (род, падеж и т.п.) - 0,1 б.

3. В придуманном рассказе оценивается

-         морфологическое богатство (употребление слов всех частей речи, принадлежащих различным группам, типам и т.д.). Часть речи отдельной разновидности - 0,2 б.

Повторяющиеся единицы не учитываются;

- синтаксическое разнообразие (предложения разных структурных типов). Одно предложение - до 1 б. Среди однотипных предложений 1 баллом оценивается только одно, все остальные такого же типа - до 0,5 б каждое.

- удачно переданная эмоциональная окрашенность - до 2 б.

4. При оценивании группы однокоренных слов учитывается полнота и правильность выполнения задания, а именно, все "собранные" группы однокоренных слов - до 3 б; за каждое пропущенное слово снимается 0,1 б (словоформы не учитываются). Каждый верно указанный словообразовательный элемент (суффикс, приставка) - 0,2 б.

5. Названы слова, передающие то или иное настроение, эмоции - до 1 б.

Ответ:

1.    прил.     сущ.     нар.      глаг.       сущ.    союз   глаг.    сущ.

Глокая куздра штеко будланула бокра и    кудрячит бокренка.

2. Сочинённый рассказ.

3. Охарактеризованы как прилагательное, существительное, глагол, наречие, союз слова с грамматическими признаками этих частей речи - всего 5 слов.

4. Автор фразы - русский учёный-лингвист Л. В. Щерба.

5. Указаны слова, передающие настроение.

 

З.Верно затранскрибированное слово - до 0,5 б. Всего:0,5 6-8 =46.

За каждую ошибку в транскрипции снимается 0,1 б. Итого:3 б +0,6 6 + 4 6 = 7,6 б.

Ответ:

1.

Есть такие прекрасные лица, Что дивлюсь я, любуясь на них, - (:)* (,)

Как такое могло сотвориться Из обычных молекул земных. (!)(?)

У истоков отравлены воды.

Под пилой погибают леса, - (,)

Но по тайной программе природы

Расцветает людская краса.

*В скобках указан пунктуационный знак, допустимый на месте знака препинания в оригинальном тексте.

2.

Г ° 1 Г «э 1

и — -н'их \-\ з' — мных

la      j [   и      J

л1са - \кр\са\

L     "     J

В качестве правильного варианта может засчитываться знак как знаменателя, так и числителя.

Задание 3.

Представьте себе, что изобретены фантастические приборы с необычными функциями:

электрическая машинка для вытаскивания изюма из булочек, очки для любителей зимы,

через которые всё кажется белым, и устройство, переворачивающее листы при чтении

книги. Придумайте для каждого название (названия), состоящее из одного слова. Как

образовано каждое из этих названий? Проведите их словообразовательный анализ и

назовите способ словообразования.

Количество баллов -

1 .Каждое предложенное название - до 1,5 б

2. Верно проведанный анализ одного слова - 2 6. За каждую ошибку, допущенную при

словообразовательном анализе, а также за пропущенное звено этого анализа снимается 0,2

б. Словообразовательный анализ возможен в любой форме - описательный или

"схематичный". Например: а) слово " " образовано от слова " "путем...., при помощи

суффикса...

б) изюмовытаскиватель «- изюм + вытаскивать (сложение основ + суффиксация).

Ориентировочные ответы:

1. изюмовытаскиватель, изюмоизвлекатель и под.

2. зимногляды, белоочи и под.

3. листопереворачиватель, листопереворотник и под.

Задание 4.

 

Написать комментарий

*

*

*
Защитный код
обновить