Олимпиада по русскому языку. 10 класс. Ответы.

Задание 1.

Восстановите пропущенные фрагменты отрывка из статьи Энциклопедического словаря  юного филолога.

В ____ веке трудами братьев __________________ и _____________________ был создан первый славянский литературный язык – _____________________________________ В его основе лежал диалект _____________________________________________________, на нем были сделаны переводы с __________________________ языка ряда___________________________________   и иных книг. Созданный ими язык бытовал сначала в __________________________________________________________ , а затем распространился у ___________________________________. С _____________ века он начинает бытовать у ______________________________________.  Ученые называют его ______________________________ или ____________________________________. Памятники письменности дошли до нас с двумя системами письма (азбук) - _____________________________  и ___________________________________.

 

Итоговое количество баллов – 15.

Ответ.

В IX веке трудами братьев Кирилла и Мефодия был создан первый славянский литературный язык – старославянский. В его основе лежал диалект солунских славян (македонский диалект болгарского языка// один из южнославянских диалектов) , на нем были сделаны переводы с греческого языка ряда церковных и иных книг. Созданный ими язык бытовал сначала в Великой Моравии//западнославянской среде(землях), а затем распространился у южных славян. С X века он начинает бытовать у восточных славян. Ученые называют его церковнославянским или древнестарославянским. Памятники письменности дошли до нас с двумя системами письма (азбук) - глаголической и кириллической.

Критерии оценивания

Каждый восстановленный фрагмент – 1 балл. В сумме – 15 баллов.

 

 

Задание 2.

Какой лексико-грамматической функцией объединены  приведенные ниже слова? Дайте им грамматическую характеристику. Значения каких из слов вам известны?

Индиго, маренго, прюн, хаки, пансе, беж, электрик, массака.

Количество баллов – 10.

Ответ.

  1. Это слова-цветообозначения.
  2. Это несклоняемые (неизменяемые) прилагательные; в предложении являются определением.
  3. Индиго – синий цвет. Маренго – черный с серым отливом или черный с светлыми вкраплениями. Прюн – темно-лиловый цвет. Хаки – коричнево-зеленый. Пансе – темно-фиолетовый. Беж – светло-коричневый с желтоватым или сероватым оттенком. Электрик – ярко-синий цвет с сероватым оттенком. Массака – темно-красный цвет с синеватым оттенком.

Критерии оценивания.

  1. Определение лексико-семантической функции – 1 б.
  2. Грамматическая характеристика – от  0,5 до 1 балла в зависимости от полноты ответа.
  3. Значение одного слова – 1 балл. В сумме – 8 баллов.

 

 

Задание 3.

Ознакомьтесь с пародией на текст-объявление. Какие из употребленных в нем слов отсутствуют в русском языке? Каким способом образованы эти несуществующие слова? Какие из слов этого текста, реально существующих в языке, образованы так же?

 

Внимание!

Розжиг костров,

выдох вдоха,

выгул собак,

вынос тела,

отлов рыбы и отстрел дичи,

выводок гусей,

выпас и выгон скота,

выродок людей,

выпорос свиней,

выплав стали,

вымет икры,

выплыв сели,

вылуп птиц из яиц,

выпор детей,

выкур курей и выпрыг кенгурей,

загляд и залаз в дупла

выпуг тетерев,

с выкуром оттуда пчел

и распробом меда

запрещен и прекращен!

Итоговое количество баллов – 2,9.

Ответ.

1. Выполз (сущ.), выпорос, вымет, вылупвыпрыг, выкур, выпугвыпор, загляд, залаз, распроб.

2. Эти слова образованы при помощи нулевого суффикса (бессуфиксным способом, нуль-суффиксацией).

3. Таким же способом образованы слова  розжиг, выгул, отлов, отстрел, выпас, выгон, выдох, вынос.

Критерии оценивания.

  1. Выявление несуществующих слов: одно слово – 0,1 б. В сумме – 1,1 б.
  2. Определение способа образования  слов – 1б.
  3. Выявление слов, образованных таким же способом : одно слово 0,1 б. В сумме – 0,8 б.

 

 

Задание 4.

Какие морфологические архаизмы встречаются во фрагменте поэмы Л.Мартынова «Домотканая Венера», представленном ниже?  Почему эти слова  рассматривают как архаические?   Дайте им  грамматическую характеристику.

Так мсти же за звезду, оплывшая свеча!

Пусть сизый язычок рванется, трепеща.

Он скачет. Он растет. Пусть ринется на стены!

Пожрет он пусть и вас, прокляты гобелены!

Навстречу пламени вей, ветер ледяной!

Ах, небо звездное открылось надо мной.

Незримою толпой из темного урмана

Иду на белый свет – Венера домоткана!

Итоговое количество баллов -   11.

Ответ.

1. Прокляты ( гобелены), домоткана (Венера).

2. Краткие формы  относительных прилагательных в современном русском языке отсутствуют. Кроме того,  краткие прилагательные не употребляются в атрибутивной функции ( не выступают в синтаксической роли определений).

3. Прокляты - краткое относительное прилагательное в форме мн. ч.. им.п., употребленное в составе обращения; домоткана – краткое относительное прилагательное в форме  ж.р., ед.ч., им.п.,  входит в состав  обособленного приложения.

 

Критерии оценивания.

1. Выявление морфологических архаизмов: одно слово – 1 б. В сумме -   2 балла.

2. Ответ на вопрос -  до 3 баллов в зависимости от полноты  и правильности ответа.

3. Грамматическая характеристика одного слова – до 3 баллов в зависимости от полноты  и правильности. Итого  6 баллов.

Задание 5.

Герой повести Л.Н.Толстого «Детство» Николенька Иртеньев, перебирая бумаги своего учителя Карла Иваныча Мауера, находит среди стихов на немецком языке одно стихотворение, которое  было  написано немцем на русском.  Что в нем свидетельствует о том, что писал его  человек, для которого русский язык не родной? Перечислите и квалифицируйте эти факты. Предложите исправленный  вариант этого текста.

 

Г – же Петровской, 1828, 3 июни.

Помните близко,

Помните далеко,

Помните моего

Еще отнине и до всегда,

Помните еще до моего гроба, как верен я любить имею.

Итоговое количество баллов  19.

Ответ.

1.  Неправильное написание слов июни, отнине (орфографические ошибки).

Нарушение грамматических// лексических норм:

- употребление притяжательного местоимения моего вместо личного меня;

- употребление наречия ( всегда) с предлогом;

- употребление прилагательного верен вместо наречия верно (любить- люблю)// неверное построение предложения (как верен я любить имею) при возможных вариантах как верен я в любви, как верно я любить умею, как верна моя любовь;

- неверное построение  фраз помните близко, помните далеко, связанное  с пропуском структурно необходимого компонента либо находясь (помните, находясь близко, далеко), либо (даже) если  я (вы) нахожусь (находитесь) близко, далеко//нарушение лексической сочетаемости  слов помните и близко, далеко;

- неуместное (лишнее) употребление наречия еще;

- неверное //неточное употребление отнине (отныне), до моего гроба при возможном  сейчас, до смерти, до конца жизни.

2.  Например: Помните ( меня), находясь рядом (близко) или далеко, помните (меня) сейчас и всегда, (помните) до самой смерти, как я вам верен//предан (как верно я вас люблю//как верен я вам в любви// как верно я любить умею// как верна моя любовь).

Критерии оценивания.

  1. Выявление  нарушений (отступлений): один факт – 1 б. В сумме –  8 б.
  2. Квалификация   одного нарушения  - 1б.  Как верный оценивается  любой из вариантов, данных через //.  В сумме –  7 б.
  3. Свой вариант  текста  - до  4 баллов.

Задание 6.

Являются ли родственными польское uroda ( красота ) и русское урод? Прокомментируйте свой ответ.

Итоговое количество баллов  - 6.

Ответ.

1. Это этимологически родственные слова.

2. Возможный комментарий: Поскольку польский и русский языки являются родственными славянскими языками, восходящими к праславянскому языку, этимологическим (исходным) корнем  для обоих слов является корень –*rod -; однокоренными к данным словам являются соответственно  rodzina  (семья), r?d (род), rjdzi? (родить)  и  родина, родить(ся), род, родственник, родной, урожай,  объединенные общим значением  «рождение, появление на свет».

Допустима добавочная версия о  положительной и отрицательной семантике  в связи с особенностями  развития  языков.

Критерии  оценивания.

1. Ответ на вопрос – 1 б.

2. Комментарий – до  5 баллов в зависимости от полноты и правильности.

Задание 7.

Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков).

Количество баллов – 2.

Ответ.

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его, скота, нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец.

Критерии оценивания.

Обособление  приложения  скота – 2 б.

Задание 8.

Предложите вариант(ы) раскрытия скобок при написании слова                                        (с, сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый. Обоснуйте свой ответ.

Итоговое количество баллов – 6.

Ответ.

  1. Выбор написания зависит от  значения // происхождения  и грамматических признаков слова, а именно:

-  образованное от  глагола совершенного вида сузить страдательное причастие

пишется как  суженный;

- образованное от глагола совершенного вида ссудить страдательное причасти пишется как ссуженный;

- существительное, образованное  путем перехода   в разряд существительных отглагольного прилагательного, в свою очередь образованного от глагола несовершенного вида судить,  пишется как суженый.

Критерии оценивания

  1. Выбор верного варианта написания одного слова – 1 б.  В сумме  3б.
  2. Обоснование каждого  варианта написания – 1 б. В сумме – 3 б.

Задание 9.

Что означает выражение «битый час»? Каково его происхождение?

Итоговое количество баллов –2.

Ответ.

  1. Битый час – целый час.
  2. Связано с боем часов, буквально «от одного боя часов до другого».

Критерии оценивания

  1. Определение значения слова – 1 балл.
  2. Определение происхождения слова – 1 балл.

Задание 10.

Фитоним, гидроним, топоним, антропоним… Что означают эти лингвистические термины? Какими словами можно продолжить этот  ряд?

Итоговое количество баллов – 2.

Ответ.

  1. Во всех приведённых словах есть общий корень -оним (греч. onyma – имя) и

соответственно фито- (греч. phyton - растение);  гидро- (греч. hydriaтопо- (греч. topos – место, местность); антропо- (греч. anthr?pos - человек). Поэтому фитоним – это название растений,  гидроним – название водоёмов, топоним – название местности (города или другого населённого пункта), антропоним – имя лица.

  1. синоним, антоним, омоним, пароним, гипероним, гипоним, агноним.

Критерии оценивания

  1. Толкование одного термина – 1 б.
  2. Подбор термина – 1 б.

Задание 11.

Какие слова могут иметь такие формы: полки, полками? Запишите их начальную(ые) форму(ы).

Итоговое количество баллов – 4.

Ответ.

  1. Полк
  2. Полка
  3. Полка (от пола)
  4. Полка (от полоть)

Критерии оценивания

1. Каждая из начальных форм – 1 балл.

 

Комментарии  

 
0 Жаночка, 8 Ноября 2016 г. в 17:40 | цитировать
Круто спасибо большое!))
 
 
0 Александр, 18 Октября 2012 г. в 12:53 | цитировать
Ого, спасибо большое! Рука чуть не отсохла)))
 

Написать комментарий

*

*

*
Защитный код
обновить