Олимпиадные задания по русскому языку 11 класс

Задание 1.

Чем различаются знаки тире и дефис?

Задание 2.

Объедините следующие слова в группы, учитывая их возможную лексическую многозначность. Укажите специфику каждой из групп.

Александрийка, венгерка, волынка, кабардинка, китайка, кубанка, молдаванеска, оттоманка, сербиянка, шотландка, антоновка, бестужевка, мичуринка, стахановка, тимофеевка, толстовка.

Задание 3.

На основе какого языкового приема создаются скороговорки? Как он действует?   Приведите примеры скороговорок.

Задание 4.

Знакомо ли вам  слово данокилий?  Покажите, как бы вы его просклоняли, если бы оно было прилагательным?

Задание 5.

В оде Г. Р. Державина  «Бог» есть такая строка: Я есмь, конечно, … и Ты.

Какая глагольная форма стоит на месте пропуска? Мотивируйте свой  выбор.

Задание 6.

Как называются слова и выражения, подобные выделенному в следующем фрагменте из романа Пушкина «Евгений Онегин»? Почему они получили такое наименование? Можете ли вы привести примеры таких слов и выражений, встречающихся в современной русской речи?

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели,

Затем, что не всегда он мог

Beef-steaks и страсбургский пирог

Шампанской обливать бутылкой

И сыпать острые слова,

Когда болела голова…

Задание 7.

Один и тот же предлог С в потоке речи может звучать по-разному. Как именно? Приведите примеры форм, употребленных с этим предлогом, и запишите их в транскрипции.

Задание 8.

Попытайтесь перевести  латинское выражение Repetitio est mater studiorum, опираясь  на знание  русского языка. Какие  русские слова помогут вам это сделать?

Какие латинские выражения вам известны? Переведите  их при помощи толкования соответствующих слов русского языка.

Задание 9.

Согласны ли вы с тем, что в ряду слов свинина, говядина, баранина, конина «лишним» является слово говядина? Свой ответ мотивируйте.

Задание 10.

Являются ли данные в парах фразеологизмы синонимичными?

Аргументируйте свой ответ.

Со дня на день – изо дня в день; с минуту на минуту – минута в минуту.

Задание 11.

Составьте предложения с инфинитивом летать, в которых он выполнял бы различные синтаксические роли. Укажите на эту роль графически (подчеркиванием).

Задание 12.

Поставьте ударение в следующих словах.

Августовский, кухонный, иконопись, кремень, молох, христианин, опошление, щавель, ломота, обеспечение.

Задание 13.

Расставьте знаки препинания в следующем предложении.

Восстановите словообразовательный путь выделенного слова.

Полковой командир в ту самую минуту как услыхал стрельбу и крик сзади понял что случилось что-нибудь ужасное с его полком и мысль что он примерный много лет служивший  офицер мог быть виновен перед начальством в оплошности или нераспорядительности так поразила его что в ту же минуту забыв и непокорного полковника-кавалериста и свою генеральскую важность он ухватившись за луку седла и шпоря лошадь поскакал к полку под градом пуль осыпавших но счастливо миновавших его. (Л.Н.Толстой)

 

Написать комментарий

*

*

*
Защитный код
обновить