Олимпиадные задания по русскому языку.

I. Нормы русского литературного языка

 

1. Как известно, большинство слов с сочетанием ЧН произносятся в соответствии с написанием, например: то[ч’н]ый,  про[ч’н]ый, да[ч’н]ый. Однако в некоторых словах буквосочетание ЧН звучит как [шн]: ску[шн]ый, коне[шн]о, скворе[шн’]ик. Объясните почему?

 

2.  Какие глаголы сочетаются со словом ЗНАЧЕНИЕ (объяснить, играть, иметь, оказать)? Запишите эти словосочетания.

 

3.  Напишите  слова согласно современным орфографическим правилам русского языка и объясните, почему часто ошибаются в данных словах.

В вазе цветы ВПЕРЕМЕ…КУ. – Машины двигались  ВПЕРЕМЕ…КУ.

 

4. Решите пунктуационную задачу «Нужны знаки препинания – не нужны знаки препинания». Для этого составьте разные предложения, используя в каждом из них данный фрагмент.

Началась гроза …

 

II. История русского литературного языка

Какой частью речи являются по происхождению названия городов Переяславль, Ярославль, Путивль?

III. Язык художественного произведения

Прочитайте фрагмент художественного текста. Какое языковое средство использует автор? Объясните его  художественное значение.

«С того часу начались для Ильи сладостные мучения, светло опаляющие душу...».   И.С. Шмелёв

 

IV. Современный русский литературный язык

1. Укажите третий лишний звук. Свой ответ обоснуйте.

[м] –  [б] –  [к]

 

2. Подберите русские эквиваленты к заимствованным словам:

консенсус, конверсия, стагнация, коррумпированный.

 

 

 

 

3. Определите род имён существительных, запишите слова в соответствующие  колонки.

Неделя, ветошь, бра, протеже, алоэ, визави, сирота, подмастерье, кофе, неряха, крупье, инкогнито, ханжа, плакса, мозоль, колибри, эсперанто, лебедь, кашне, бедолага, бедняга.

4. Определите морфемный состав и способ словообразования слова ПЕРЕШЁПТЫВАТЬСЯ.

 

5. Определите  типы предложений, которые использует А.П. Чехов в рассказе «Жизнь в вопросах и восклицаниях».

1) Иди-ка сюда, я тебя высеку!

2) Нет тебе оправдания.

 

6. Объясните, почему слово ЯЗЫК нельзя употреблять  со следующими  именами прилагательными:

австрийский, бельгийский, бразильский, канадский, швейцарский.

 

V. Творческое задание

Напишите сочинение-миниатюру «Языковой портрет слова ЖИЗНЬ».

Можно использовать следующий план:

  1. Значение слова (лексическое и грамматическое).
  2. Изобразительно-выразительные возможности  слова.
  3. Слово в контексте культуры.
  4. Жизнь  слова в других языках.

 

Написать комментарий

*

*

*
Защитный код
обновить