Олимпиадные задания по русскому языку. 11 класс. Ответы.

1.   Выпишите слова и словоформы, в которых ударение нужно ставить на последний слог.

Факсимиле, жалюзи, сабо, звонят, включат, включено, колледж, перчить, априори, торты, кровоточить.

За каждый правильный ответ – 1 балл

  1. 2. В латинском  языке есть слово «sotius» - «товарищ, союзник». Какие современные русские слова по происхождению связаны с ним?

За каждый правильный ответ – 1 балл

  1. 3. Какие глаголы из данного списка относятся к двувидовым? Докажите это примерами.

Решить, ранить, крестить, начать, бежать

Оценка – 4 балла

  1. 4. Какая грамматическая форма, утраченная в современном русском языке, отражена в подчёркнутых словах? В каких случаях она употреблялась?

Крутые берега реки, красивые глаза, медные провода, широкие ворота.

Оценка – 2 балла

  1. 5. Выпишите слова, современная основа которых состоит только из корня. В каких словах морфологический состав изменился? Докажите. Назовите причины изменения состава слов.

Кусок, льгота, зонтик, свеча, красный, багровый, отсвет.

Оценка – 7 баллов

  1. 6. Выпишите словосочетание, в котором представлен иной способ связи, чем в остальных. Ответ обоснуйте.

Кожаный портфель, мой портфель, его портфель, открытый портфель, Ванин портфель.

Оценка – 2 балла

  1. 7. Укажите номера неполных предложений

1) Расступись, о старец-море. (М.Лермонтов). 2) Вот парадный подъезд. (Н.Некрасов). 3) Проводила друга до передней, постояла в золотой пыли. (А.Ахматова). 4)Мое бессмертие в тебе! (К.Скворцов). 5) Мне за твои зеленые глаза не расплатиться золотом бессонниц. (К.Скворцов). 6) За мной!

За каждый правильный ответ – 1 балл

  1. 8. Из приведенных отрывков из стихов поэта Константина Скворцова выпишите фразеологизмы.

1) Все мы в плену, мы в темнице из собственных распрей. 2) Не раз слыхали мы: Руси в помине нет. Но из кромешной тьмы явилась Русь на свет. 3) Мне в мире места нет другого.

За каждый правильный ответ – 1 балл

  1. 9. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

(В)припрыжку, (по)одному, м…эстро, с…туация, ди (с,сс)ку(с,сс)ия, дела(н,нн)ая улыбка, счита(н,нн)ые дни.

Оценка – 7 баллов

10. На каком языке написаны древнейшие памятники славянской литературы?

Оценка – 1 балл

11. Прочитайте фрагмент письма художника А.А. Пластова к сыну.

«Я сегодня, когда встал после работы над этюдом и оглянулся кругом на драгоценнейший бархат и парчу земли, на пылающее звонким закатом небо, на силуэты фиолетовых изб, на всю эту плащаницу Вселенной, как бы вышитую перстами ангелов и серафимов, как опять, в который раз, подумал, что наши иконописцы только в этом пиршестве черпали всю нетленную и поистине  небесную музыку своих созданий, и нам ничего не сделать, если не следовать этими единственными тропами к прекрасному».

Какие языковые особенности текста свидетельствуют о том, что он написан художником?

Оценка – 20 баллов

 

Ответы.

1. Жалюзи, сабо, звонят, включат, включено, колледж, кровоточить.

За каждый правильный ответ – 1 балл

2. Ассоциация, ассоциативный, ассоциироваться, социализм, социальный, социум.

За каждый правильный ответ – 1 балл

3. Ранить, крестить. Учащиеся должны составить словосочетания или предложения, определить вид глаголов в приведённом контексте.

Оценка – 4 балла

4. Форма двойственного числа. Она употреблялась для образования множественного числа парных предметов.

Оценка – 2 балла

5. Основа состоит только из корня в словах кусок, льгота, свеча, красный, багровый. Морфологический состав изменился в словах кусок, льгота, красный, багровый – в связи с утратой семантических связей со словами, от которых они были образованы.  В слове  «зонтик» морфологический состав изменился по аналогии с имеющейся словообразовательной моделью «корень + суффикс -ик» (столик), хотя из  языка-источника в русский язык пришло именно слово «зонтик».

Оценка: 5 баллов – за правильное определение  слов, 2 балла – за объяснение причин изменения состава слова.

6. Его портфель (примыкание). В остальных словосочетаниях – согласование. Притяжательное местоимение его - неизменяемое слово. Оценка - 2 балла

7. 3,4,6.

Оценка – 3 балла

8. 1) Все мы в плену, мы в темнице из собственных распрей. 2) Не раз слыхали мы: Руси в помине нет. Но из кромешной тьмы явилась Русь на свет. 3) Мне в мире места нет другого.

Оценка – 5 баллов

9. Вприпрыжку, по одному, маэстро, ситуация, дискуссия, деланная улыбка, считанные дни.

Оценка – 7 баллов

10. На старославянском языке.

Оценка – 1 балл.

11. Учащиеся должны определить основную мысль отрывка,  коммуникативную цель автора письма, выписать тропы (метафоры, сравнения, эпитеты), определить их изобразительно-выразительную роль в тексте, на основе чего составить ответ на поставленный вопрос.

При оценивании учитывать умение участника создавать письменное высказывание. Оценка – 20 баллов

 

 

Написать комментарий

*

*

*
Защитный код
обновить