Задания для повторения темы «Лексика» в 6 классе
I. Прочитайте текст, выполните задания.
Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре планета Венера. Это лучшее время суток. Еще все спит: спит вода, спят кувшинки, спят рыбы, уткнувшись носами в коряги, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.
Задания:
II. Старинный
1) Докажите, что слово многозначное. Составьте со словом словосочетание, употребив слово в разных значениях.
2) Подберите синонимы к разным значениям этого слова.
3) Подберите антоним к данному слову.
III. Найдите устаревшие (устар.) слова и общеупотребительные (общеупотр.). Замените (устар.) вам понятными современными.
Во-первых, наипаче всего должны отца и матерь в великой чести держать…Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить или поносительскими словами порекать…Когда родители или кто другой их спросит, то должны они к ним отозваться и отвещать тот час, как голос послышат. И потом сказать: «Что изволите, государь батюшка» или «Что мне прикажете, матушка». И не дерзостно отвещать… Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах, на руку не дерзок и не драчлив.
«Юности честное зерцало» (18в.)
IV. Найдите диалектные (диал.) слова и общеупотребительные (общеупотр.).
Пахнет рыхлыми драченами,
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз..
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко..
V. Найдите заимствованные слова, замените их русскими.
1. При проверке были выявлены дефекты в изделиях. 2. Все работали с большим энтузиазмом. 3. Автострада поворачивала к лесу. Всем подарили сувениры. 4. Парад Победы проходит у обелиска. 5. Все любовались красивым пейзажем.
VI. Найдите профессионализмы (проф.)
Он показал мне свои акварели и натюрморты. У меня осталось впечатление от натюрмортов очень яркое: это пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.
Зачет по теме «Лексика»
1 вариант
1. Приведите примеры слов с иноязычным (заимствованным) корнем – био-
2. Замените (устар.) слова синонимами: очи, чело, уста, долонь.
3. Найдите четвертое лишнее (устар.) слово: Кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.
4. Дайте толкование слову аккорд. Определите какое оно (общеупотр.), (диал.) др.
5. Выпишите слова , употребленные в переносном значении.
Сады, убранные сухим золотом почти не роняли его на дорожки и горели во всей красоте.
6. Выпишите синонимы из предложений, подберите к ним антонимы.
Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски, чувство бесконечной жалости охватывало его маленькое сердце.
7. К какой лексике относятся выделенные слова?
Село, значит, наше - Радово,
Дворов, почитай, два ста.
Тому, кто его оглядывал,
Приятственны наши места.
(С.Есенин.)
1. Разговорная.
2. Диалектная.
3. Просторечная.
4. Книжная.
2 вариант
1. Приведите примеры слов с иноязычным (заимствованным) корнем - библио-
2. Замените (устар.) слова синонимами: перст, глаголет, выя, десница.
3. Найдите четвертое лишнее (устар.) слово.
Пальто, плащ, шуба, кафтан.
4. Дайте толкование слову гамма. Определите какое оно (общеупотр.), (диал.) др.
В саду горит костер рябина красной. Ходят волны по реке, желтые, свинцовые.
Кругом, покорив все своей темнотой, наполнив покоем и тишиной, царила ночь.
7. Установите, к какой лексике современного русского языка относится выделенное слово в тексте.
С отрадой многим незнакомой
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно... (М.Лермонтов.)
2. Нейтральная.
3. Книжная.
4. Высокая.
Представьтесь*
Ваш комментарий*