Дидактические материалы для 5 классов

5 класс
Тема: «словообразование»

ПРЕРИЯ


По холмистой прерии разбросаны дубовые и ореховые рощи.
Вдоль берегов тянется густой зеленый лес. Но чаще вы видите колючие заросли, где вместе с акациями растут кактусы.
Здесь много интересного для ботаника и любителя дикой природы. Земледелец этими местами не заинтересуется. Он хорошо знает, что все эти чудесные растения растут на тощей почве.
Белый человек еще не проник в эти места, и одни команчи пролагают тропы по этой земле.
По лесистым берегам рек бродят пума и ягуар. На опушке лесных зарослей показывается тощий волк. Здесь пасется и самое прекрасное животное – лошадь. Черные красавцы табунами разгуливают по прерии.

(По М.Риду)
(96 слов)

Запомните: прерия, ботаник, команчи, ягуар, опушка.

Лексическое значение слов: команчи – воинственное индейское племя. Прерия – обширная равнина со степной растительностью в Северной Америке.

 

Тема: «Синтаксис»

ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ


Погода стала меняться. Появились низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Налетел резкий ветер. Он зашумел травой, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке.
Ветер налетел с новой силой, поморщил гладь реки, а потом стих. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками. Сплошной полосой хлестанул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим быстрее!».
Но вот ветер утих. Раздались голоса птиц: иволги, пеночки, зяблика. Редкие капли дождя падали на землю и повисали в траве.

(По В.Астафьеву)
(87 слов)

 


Итоговый диктант

(I полугодие. Комплекс В.В. Бабайцевой)

ПЕРЕД СВАДЬБОЙ



Каждый вечер крот приходил к полевой мыши в гости и болтал, что скоро лето закончится. Когда солнце перестанет палить, они с Дюймовочкой сыграют свадьбу. Но девочка была совсем не рада, ей не нравился скучный крот. Каждое утро и каждый вечер Дюймовочка выходила на порог мышиной норки. Иногда ветер раздвигал верхушки колосьев, и она могла увидеть кусочек голубого неба. «Как светло, как хорошо на воле!» – думала девочка и вспоминала о ласточке. Ей, конечно, хотелось бы повидаться с птичкой. Но ласточка не прилетела. Наверное, она летала в зеленом лесу.
«Через месяц твоя свадьба!» – сказала девочке полевая мышь. Но крошка заплакала и сказала, что она не хочет быть женой скучного крота.

(По Х.К. Андерсену)
(108 слов)

Запомните: Дюймовочка, свадьба, не рада, болтал.

 


Тема: «Имя существительное»

ЖАКОНЯ



Вся Сибирь в этот день хорошо прогрелась под солнцем. Побежали ручейки. Они журчали так громко, что даже в избу доносился этот чудесный весенний звук.
Жаконя опять лежал на кровати, а Гутя стояла рядом и качала головой. Обезьянка выглядела ужасно! Красная курточка разорвалась, штанишки расползлись по швам, шапочки совсем не было, и голова была в пуху и перьях.
Всю одежду с Жакони пришлось снять. Потом старушка вынула из сундука кусок красного шелка с желтыми горошинами. Гутя сшила из этой материи платье. Когда платье надели на Жаконю, он сразу стал похож на девочку.

(По Ю.Магалифу)
(91 слово)

Дополнительное задание.

Определите род, число и падеж существительных:

I вариант – 2-е и 3-е предложения 2-го абзаца;

II вариант – 1-е и 2-е предложения 3-го абзаца.

 


Тема: «Имя прилагательное»

ОРАНЖЕРЕЯ



В большом городе был ботанический сад. В нем располагалась огромная оранжерея из стекла и железа. Особенно хороша была оранжерея, когда солнце заходило и освещало ее красным светом.
Сквозь толстые прозрачные стекла виднелись растения. Им было в ней тесно. Ветви деревьев мешались с огромными листьями пальм. Садовники постоянно обрезали ветви, подвязывали листья, но это плохо помогало. Для растений нужны были хороший простор, родной край и свобода. Крыша хотя и прозрачна, но она не заменит ясное небо.
Зимой стекла обмерзали. Ветер гудел и бил в рамы. Растения слушали вой ветра и вспоминали другой, теплый и влажный мир.

(По Г.Уэллсу)
(99 слов)

Запомните: ботанический, оранжерея, постоянно, прозрачный.

Дополнительные задания

1. Найдите в тексте все прилагательные и подчеркните их как члены предложения.
2. Сделайте синтаксический разбор следующих предложений:

I вариант – 4-е предложение 2-го абзаца;

II вариант – 6-е предложение 2-го абзаца.

 

Написать комментарий

*

*

*
Защитный код
обновить