Типология стилистических ошибок

1.Лексические ошибки (ошибки в выборе слов)
а) Неудачный выбор слов
Половцы зажали русских воинов плотным кольцом.
Все эти факты доказывают о мужестве русских воинов.
б) Выбор слов-понятий с различным основанием деления.
Злоупотребление алкоголизмом приводит к плохим последствиям.
Дворянство воспитывалось за границей.


2. Ошибки в употреблении однокоренных слов
а) Неправильное употребление слова в конкретном контексте:
Радищев видел тяжкую жизнь крестьян.
Думы мои тяжелые.
Павел был обычный слободской парень. Мне с детства нравится обыкновенный деревенский порядок угощения.
б) Тавтология:
Черты характера, характерные для Чацкого.
За последнее время у нас достигнуты значительные достижения в повышении урожайности.


3. Ошибки, отражающие неправильную связь слов в предложении.
а) Трудные случаи согласования:
Студенчество заполняют аудитории высших учебных заведений.
При решении задач допущено ряд ошибок.
Рой мух так и кишат в воздухе.
б) Употребление в одном ряду полных и кратких прилагательных:
Воздух был свеж, душистый и прозрачен.
Олег был храбрый и честен.
в) Ошибки в выборе времени глагола.
Лисицы лаяли на щиты, орлы клекчут, созывая зверей и птиц.
Сергей Тюленин был очень смелый, он живет мечтой о подвиге.


4. Ошибки в построении предложений:
а) Нарушение порядка слов в предложении:
Ильи Ильича мама говорила: «Учение не уйдет, а здоровье не купишь».
Обитателей ночлежки показал в пьесе «На дне» Горький.
б) Ошибки в употреблении местоимений
Туго приходилось ему, когда он с ним вступал в борьбу.
Я видел морское животное. Он был похож на мешок с головой. Это был осьминог.
в) Независимый деепричастный оборот.
Наполеон думал, что, перейдя границу, ему преподнесут ключи от столицы.
Вот какие пришли мне в голову мысли, читая рассказ М.Горького «Челкаш».
г) Удвоение подлежащего (дублирование).
Пушкин он написал стихотворение «Анчар».
Рыбаки они совсем не стали надеяться на свое спасение.
д) Употребление лишних слов в предложении.
В романе «Как закалялась сталь» главным героем этой книги является Павел Корчагин.
Шолохов до тонкости изучил пейзажи донской природы.
е) Пропуск необходимых слов
Каждый день Евгений Онегин посещает то балы, то рестораны, то театры. То различные прогулки (пропущено – совершает).
Поэма заставляет нас задуматься о роли вождя в революции ( нужно – задуматься над вопросом о роли вождя).
ж) Неправильное использование предлогов
Я пришел со школы (из)
На полях, дорогах и лесах лежал снег ( в лесах, в полях, на дорогах).
з) Неправильное употребление союза И
Плюшкин ходил по деревне, и собирал всякие тряпки и говорил, что когда-нибудь все это ему пригодится.
и) Неоправданное повторение или неверное употребление подчинительных союзов и союзных слов
Болконский сравнивает свою жизнь со старым дубом, который рос в лесу, по которому он ехал.
Когда Майданников шел с собрания и зашел на баз, чтобы быкам дать корму.
к) Неправильное преобразование прямой речи.
Павел ответил, что я хочу знать правду.
Долохов спросил, кто поедет со мной в разведку.

 

Написать комментарий

*

*

*
Защитный код
обновить