Олимпиада по русскому языку.

Задание 1 (до 15 баллов). Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Где мы В какой бл…г…слове…ый уг…лок земли перенес нас сон Обломова

Небо там  каж…тся  напротив ближе жмется к земле но не с тем

чтоб м…тать сильнее стрелы а разве только чтоб обнять ее покрепче с любовью оно р…спр…стерлось так невысоко над г…ловой как родит…льская надежная кровля чтоб уб…речь кажется избра…ый уг…лок от всяких н…взгод.

Солнце там ярко и жарко светит около пол…года и потом уд…ляется оттуда н… вдруг точно н…хотя как будто об…рачивается назад взгл…нуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осень среди н…настья ясный теплый день

Горы там как будто только м…дели тех страшных где-то в…здвигнутых гор которые уж…сают вообр…жение. Это ряд отлогих х…лмов с которых пр…ятно к…таться р…звясь на спине или сидя на них см…треть в раздумье на зах…дящее солнце

Река б…жит вес…ло ш…ля и играя она то р…зольется в ш…рокий пруд то стр…мится быстрой нитью или пр…см…реет будто задум…в­шись и чуть чуть ползет по кам…шкам выпуская из себя по ст…р…­нам резвые ручьи под журчанье которых сладко дремл…тся

 

Вариант решения:

Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова?

Небо там, кажется, напротив, ближе жмется к земле, но не с тем,

чтоб метать сильнее стрелы, а разве только чтоб обнять ее покрепче, с любовью; оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад, взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осень среди ненастья, ясный теплый день.

Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых приятно кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.

Река бежит весело, шаля и играя, она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью или присмиреет, будто задумав­шись и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.

 

 

Задание 2 (до 10 баллов). Расставьте ударения:

Блокировать, исчерпать, давнишний, баловать, кладовая, кредитор, прирост, столяр, асимметрия, бюрократия, красивее, принудить, металлургия, некролог, задолго, новорожденный.

 

Вариант решения:

 

Блокировать, исчерпать, давнишний, баловать, кладовая, кредитор, прирост, столяр, асимметрия, бюрократия, красивее, принудить, металлургия, некролог, задолго, новорожденный.

 

 

Задание 3 (до 15 баллов). Являются ли этимологически родственными слова СТРАНА и СТРАННЫЙ? Аргументируйте свой ответ.

 

Вариант решения:

 

Слово «странный» заимствовано из старославянского языка, в котором оно образовано от существительного «страна» в значении «чужая страна, народ». В древнерусском языке это значение еще сохранялось, изначально прилагательное имело значение «чужестранный», «чужой», а затем «необыкновенный», «неспостижимый».

 

 

Задание 4 (до 10 баллов). От имени прилагательного КРАСНЫЙ образуйте:

- прилагательное со слабой степенью проявления признака; (красн/оват/ый)

- существительное со значением отвлеченного признака; (красн/от/а)

- наречие со значением признака (красн/о)

Выделите словообразовательные суффиксы.

 

Задание 5 (до 15 баллов). Какова смысловая особенность глаголов СИЖИВАТЬ, ОБЕДЫВАТЬ в приведенном отрывке:

Старушка ей: «А вот камин,

Здесь барин сиживал один.

Здесь с ним обедывал зимою

Покойный Ленский, наш сосед».      (А.С.Пушкин)

 

Вариант решения:

Глаголы сиживать, обедывать образованы от глаголов при помощи суффиксов   -ыва-, -ива- со значением «совершать многократное действие» - например, рассматр-ива-ть, взвеш-ива-ть, погляд-ыва-ть.

 

 

Задание 6 (до 15 баллов). Установите, каким фразеологизмам соответствуют приведенные толкования с учетом курсивных помет:

 

1)    Ироническое Большой шум, спор, сильное волнение по незначительному поводу, по пустякам, не стоящим внимания;

Буря в стакане воды

2)    Ироническое О непродуманном, небрежном и поспешном устранении одних недостатков, которое ведет за собой образование других тришкин кафтан

3)    Книжное На свете нет ничего, лишенного недостатков; нет полного совершенства.

И на солнце есть пятна

 

 

Задание 7 (до 20 баллов) . «Переведите» на современный русский язык приведенный ниже отрывок.

 

Господ сенат! Хотя я николи б хотел к вам писать о такой материи, о которой ныне принужден есмь, однакож понеже так воля божия благоволила и грехи христианские не допустили. Ибо мы в 8-ой день сего месяца с турками сошлись и с самого того дня, даже до 10 часов полудня в превеликом огне не точию дни, но и ночи были, и правда никогда, как и почал служить, а в такой дисперации не были, понеже не имели конницы и провианту; однакож господь бог так наших людей ободрил, что хотя неприятеля вящее 100 000 числом нас превосходили, но однакож всегда отбиты были, так что принуждены сами закопаться и апрошами яко фортеционами единыя только рогатки добывать, и потом, когда оным зело наскучил наш трактамент, а нам вышереченное, то в вышереченный день учинено штильштанд, и потом подались и на совершенный мир, на котором положено все города у турков взятые отдать, а новопостроенные разорить, и так тот смертный пир сим кончился.

Петр I   (1711 год)

 

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Пояснения:

  1. Задания 1 и 2 ориентированы на знание основных орфографических, пунктуационных и акцентологических норм.
  2. Задание 3 предполагает использование основных представлений об этимологии; оценивается также умение логично, аргументированно и кратко излагать свою точку зрения.
  3. Задание 4 должно показать знание и умение использовать словообразовательные модели современного русского языка, различение словообразовательных и словоизменительных суффиксов.
  4. Задание 5 предполагает объяснение грамматически устаревших форм, используемых в русской классической литературе. Желательно приведение примеров.
  5. Задание 6 ориентировано на знание фразеологических единиц, их смысловых оттенков, равно как и стилистических особенностей. При выполнении задания желательны примеры использования фразеологизмов (составить с ними предложения).
  6. Творческое задание (7)показывает, с одной стороны, понимание архаичных текстов, с другой – умение создавать письменный текст. При оценке учитывается точность переложения.
 

Написать комментарий

*

*

*
Защитный код
обновить