Олимпиадные задания по русскому языку. 10 класс.

1.

Одной из древнейших приставок в славянских языках была приставка *ра-. Проанализируйте значение слов, в которые она входит, и определите первоначальное значение этой приставки.

Русск.: пасека, падчерица; словацк.: pak?u? («отмычка»), pazvuk («призвук»).

2.

Проведите лингвистический анализ  стихотворения А.А. Фета «Учись у них – у дуба, у березы».

Учись у них – у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

 

Все злей метель и с каждою минутой

Сердце рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

 

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию  дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

 

3.

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово!

Выскажите отношение к этим словам А.А. Ахматовой в форме сочинения-миниатюры в жанре эссе.

 

4.

Русская этикетная система сегодня не установлена: старая система обращений нарушена, а новая не создана.  Как вы относитесь к обращению «товарищ» и  «господин» («госпожа»)?  Создайте лингвистическую миниатюру в свободной форме.

 

Написать комментарий

*

*

*
Защитный код
обновить