Олимпиадные задания по русскому языку. 9 класс.

1.

Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:

трясти – трус; крыша – кровля.

2.

Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Туча».

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

 

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала,

И ты издавала таинственный гром,

И алчную землю поила дождем.

 

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

Проведите лингвистический анализ текста. Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:

1. Каким чувством проникнуто стихотворение? Как построение стихотворения помогает определить настроение лирического героя?

2. Охарактеризуйте особенности лексики в стихотворении. Дайте  лингвистический комментарий  к словам: «лазурь, алчная, миновалась, сокройся, древес». Какие «смыслы» привносит в стихотворение употребление данных слов?

3. Охарактеризуйте средства синтаксической выразительности и особенности авторской пунктуации в стихотворении.

4. Найдите в стихотворении:

-        стилистические фигуры и тропы;

-        категориальное различие и сходство времен глагола;

-        индивидуально-авторское сочетание слов.

Объясните, какова роль названных художественных и языковых средств в тексте.

5. Является ли образ тучи в этом стихотворении традиционным для поэтического языка первой половины 19 века? Объясните вашу точку зрения.

4.

В Москве установлен памятник Кириллу и Мефодию. Что бы вы рассказали друзьям об этом памятнике? Напишите лингвистическую миниатюру в свободной форме.

 

Написать комментарий

*

*

*
Защитный код
обновить