Олимпиадные задания по русскому языку и литературе 10 класс. Ответы.

1. (0,5 балла за каждый правильный ответ)  Образуйте, пожалуйста, форму множественного числа родительного падежа от существительных: копьё, шалунья, кочерга, скамья, устье

2. (0,5 балла за каждый правильный ответ) Запишите одним словом: 2500-летие, 1850-летие, 3724-летие.

3. (0,5 балла за каждый правильный ответ) Многие пословицы по степени абстрагирования выходят на уровень философских сопоставительных категорий, например: форма и содержание («Криво дерево, да яблочки сладки»), качество и количество («С миру по нитке – голому рубаха»), сущность и явление («Из дуги оглобли не сделаешь»), причина и следствие («Как аукнется, так и откликнется»), необходимость и случайность («Это бабушка надвое сказала») и др. Определите, пожалуйста, к каким смысловым парам относятся следующие пословицы:

1) двум смертям не бывать, одной не миновать; 2) не всяк праведник, кто ходит в церковь; 3) сколько волка ни корми, он всё в лес смотрит; 4) горбатого могила исправит; 5) не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел; 6) в тихом омуте черти водятся; 7) встречают по одёжке – провожают по уму; 8) мал золотник, да дорог; 9)  коровка чёрная, а молочко белое;10) терпение и труд всё перетрут; 11) копейка рубль бережёт; 12) одна паршивая овца всё стадо перепортит; 13)  бывает, и медведь летает, только не с горы, а под гору.

4. ( 1 балл за односложный ответ, + 1 балл за верное обоснование) Один из учеников предложил формулу, по которой можно вычислить количество запятых при однородных членах предложения: х = п – 1, где х – число запятых, а п – число однородных членов. Верна ли эта формула? в каких случаях? Обоснуйте своё мнение.

5. (максимальный балл - 10) Л.В.Щерба указывал: «Существование всякой грамматической категории обусловливается тесной, неразрывной связью её смысла и всех её формальных признаков». Попытайтесь подтвердить справедливость данного утверждения на примере какой-либо части речи как грамматической категории.

6. ( 1 балл за ответ, + 1 балл за верное обоснование) Найдите и исправьте речевые ошибки и недочеты:

а) «Можно было бы согласиться с теми положениями доклада, где не содержалось никаких противоречий»; б) «Главное, чему необходимо уделить внимание, - это художественной стороне произведения»

7. (0,5 балла за каждый правильный ответ) Объясните варианты форм  слов: сыны – сыновья, лоскуты – лоскутья

8. (1 балл) Может ли безличный глагол быть в предложении в повелительном наклонении? Приведите пример.

9. (1, 5 балла) Объясните значение выделенного слова в строке из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: «И мысль об ней одушевила его цевницы первый стон»

10. (максимальный балл - 10) Проведите филологический анализ стихотворения Ф.И.Тютчева:

Есть музыкальная стройность

в прибрежных тростниках (лат.)

Певучесть есть в морских волнах,

Гармония в стихийных спорах,

И стройный мусикийский шорох

Струится в зыбких камышах.

 

Невозмутимый строй во всём,

Созвучье полное в природе, -

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с ней осознаём.

 

Откуда, как разлад возник?

И отчего же в общем хоре

Душа не то поёт, что море,

И ропщет мыслящий тростник?  (1865 г.)

Ответы. 10 класс.

1.Копий, шалуний, кочерёг, скамей, устьев.

2. Двухтысячепятисотлетие, тысячевосьмисотпятидесятилетие,  трёхтысячесемисотчетырёхлетие.

3.Форма и содержание: 6,7, 8, 9

качество и количество: 10, 11, 12

сущность и явление: 2, 3, 4

причина и следствие: 5

необходимость и случайность: 1, 13

6. а) неправильное употребление союзного слова: вм. «где» надо употребить «в которых»;

б) смещение синтаксической конструкции, правильно: «Главное, чему необходимо уделить внимание, - это художественная сторона произведения»

7.Сыны родины – сыновья матери; лоскуты – обрезки ткани, кожи; лоскутья – лохмотья.

8. Можно. Например: Пусть подморозит. Пусть вам хорошо работается.

9. Буквально «цевница» - свирель, т.е. символ поэтического творчества.

 

Написать комментарий

*

*

*
Защитный код
обновить